Александр Кондрашов
Один из столпов отечественной культуры Андрей Сергеевич Кончаловский снял многосерийный фильм, впервые обратившись к русской истории начала XX века, к эпохе великих войн и революций, потрясших Россию и имевших огромное влияние на всё человечество. Сценарий вместе с режиссёром писала Елена Киселёва, работавшая в каждом проекте Кончаловского, начиная с «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына» (2014).
В масштабных «Хрониках...» занято множество артистов, по радио и телевидению сериал мощно рекламировался. Сперва он появился в Сети, а общенациональная премьера состоялась на канале «Россия». Каковы впечатления? Поначалу шокирующие. Скажу только о двух эпизодах, бросившихся в глаза, специалисты-историки, наверное, увидят «фальсификаций» больше.
Но сперва о распределении ролей. В «Хрониках…» действуют реальные исторические личности, много удачных внешних сходств: Парвус, Троцкий, Крупская, Инесса Арманд, но самая главная роль – Ленин. И тут о сходстве загримированного Евгения Ткачука с величайшим деятелем мировой истории ХХ века говорить трудно – в кадре визгливый вертлявый шибздик, приклеенный к накладной лысине. Однако кинороман претендует на объективность, нас не предупреждали, что это карикатурный фарс или антикоммунистическая агитка. Разве этот мелкотравчатый субъект, появившийся в кадре, мог победить в яростной внутрипартийной борьбе, возглавить партию революционеров, написать столько книг, создать новое государство и взорвать мировую историю?
Но ещё больше удивило то, какие поступки он совершает у Кончаловского. 1905 год, большевики нуждаются в деньгах для финансирования своей партии, Ленин в сопровождении амбалов-боевиков натурально совершает разбой. Врывается в редакцию социал-демократической газеты, которую редактировал Парвус, и требует от него денег. Парвус, который заработал на издании и постановке пьес Горького в Европе действительно много, отдавать деньги отказывается. Красин вскрывает сейф, там ничего нет, и Ленин приказывает отрезать Парвусу палец! Боевики его держат, а Красин берёт нож и намеревается отрезать фалангу. И отрезали бы, если бы в типографию не нагрянула полиция.
Что это? Я понимаю людей, которые не любят или ненавидят Ленина (многим есть за что), но приписывать ему поступки отморозков 1990 х?! Зачем эта профанация, унижающая не только Ленина, но и всю нашу страну? Как после этого возмущаться антироссийскими агитками наших врагов, если мы сами льём грязь на свою историю?
Гораздо более изощрённая сценарная «отсебятина» в сериале касается убийцы Столыпина Дмитрия Богров. Она немного похожа на интерпретацию образа из сериала «Столыпин». Там молодого террориста на убийство премьер-министра тоже толкает агент охранки, но если в «Столыпине» Богров просто какой-то сильно пьющий сумасброд, то у Кончаловского он – сумасшедший-суицидник. Богров в Париже зарабатывает тем, что играет в русскую рулетку на деньги! То есть крутит барабан револьвера с одним патроном и стреляет себя в висок. Ему не страшно умирать и всё равно кого убивать. И тут как тут агент охранки Лютер, который натравливает Богрова на Столыпина. Лютер – мистический злодей, хладнокровный убийца, с начала сериала подчиняющий всех своей воле. Но реальный Богров никому не подчинялся, он был самостоятельным, бесстрашным, очень умным одиночкой, последовательным врагом Российской империи, он понимал, что если он убьёт слабого императора, то это, наоборот, продлит жизнь империи. Он убил сильного премьер-министра, и его выстрел был не менее губительным для России, чем убийство Распутина. Почему его который раз как будто обеляют, в данном случае делая игрушкой в руках придуманного Кончаловским агента Лютера? Якобы за убившим Столыпина Богровым стояла насквозь коррумпированная царская власть.
Лютер (в этом образе неплох Александр Мизёв) – придуманный персонаж, эдакая «белокурая бестия» революции. Он коварно убивает ударом карандаша в ухо жандарма, а до того – коллегу-террориста, он же повесил Гапона. Но в реальности казнь Гапона осуществил известный лидер эсеров, руководитель их боевого отряда Пинхас Рутенберг, который ничьим агентом не был.
Конечно, сериал нельзя не сравнивать с «Агонией» Элема Климова, где та же эпоха, а разложение и крах империи ощущается физически, где потрясающе не сыграны, а прожиты роли: Распутин – Алексей Петренко, Николай II – Анатолий Ромашин, Феликс Юсупов – Александр Романцов, Штюрмер – Владимир Осенев, Манасевич – Леонид Броневой, Андронников – Михаил Данилов... В сериале экранного времени гораздо больше, но нет главного – предреволюционной атмосферы. Нет развития, жизни, не за кем следить, всё предрешено.
Что касается выдуманных персонажей, то кроме Лютера это, во-первых, офицер охранного отделения (а потом контрразведки) Прохоров. Игравший его Юра Борисов обладает удивительной способностью не только быть достоверным в любой роли, но и распространять атмосферу достоверности во времени и пространстве, однако в сценарии нечётко прописана его биография, непонятно чего герой добивается. Вроде ему надо спасать Столыпина, Распутина, императора, но как будто можно и не спасать. Он отпускает английского агента, который убил Распутина, а раньше очень расстраивается, что не удалось допросить Богрова, которого казнили якобы без суда и следствия (на самом деле суд был). Версия же убийства Столыпина по заказу кого-то из императорской фамилии, которой придерживаются Прохоров и авторы сценария, никаких документальных подтверждений не имеет. Впрочем, как и версия причастности британцев к убийству Распутина, хотя она очень соблазнительна.
Борисов добросовестно играет неподкупного добросовестного служаку, но... вдруг влюбляется в террористку Ариадну Славину (Юлия Высоцкая), и симпатии к Прохорову постепенно улетучиваются – в его внезапно вспыхнувшее чувство не верится. Ариадна – слишком загадочная особа. Она то перевозит через границу взрыватели, живёт то с Лютером, то с молодым эсером (Никита Каратаев), впоследствии ставшим охранником Ленина, то замужем за инженером Путиловского завода, то любовница британского резидента? Как всё успевает?
Николай II (Никита Ефремов) в фильме человек не от мира сего, не способный ничего сделать для спасения империи, как будто с самого начала смирившийся с тем, что «кругом измена, трусость и обман». Нет, 1905 год сильно отличался от 1914 го, а тот от 1917 го.
Максим Колесниченко очень похож на Распутина, но сценарного материала для роли тоже маловато – пронзительного взгляда исподлобья и пляски на столах в ресторанах для создания образа старца мало. Кстати, полсериала снято в ресторанах, где много пьют. Прохоров предпочитает водку, однако, начиная с 1914 года, спиртное в ресторанах не подавали – Николай II ввёл на время войны сухой закон, что, кстати, было важнейшим фактором народного недовольства.
Неожиданно очаровательной, прекрасной и опасной предстала в сериале Матильда Кшесинская, и стало сразу понятно, почему скандально известная балерина могла влюбить в себя трёх великих князей и стать одной из самых богатых женщин России. Не сразу узнал в этой роли Ольгу Лерман, обычно играющую в кино «правильных» женщин, а тут она неожиданно раскрылась как некий дьявольски соблазнительный ядовитый цветок, от которого сладостно пахнуло и убийственными женскими чарами, и растлением всего и вся, и крушением империи. Её краткие сцены с Прохоровым запомнились больше, чем длинные, как будто вымученные эротические эпизоды с Ариадной.
Хочется также отметить работы актрис, сыгравших «жён» Ленина. Сцена, когда встречаются Надежда Константиновна (Наталья Самсонова) с приехавшей из Парижа Инессой Арманд (Анна Щетинина), с которой у Ильича был роман, актрисами сыграна крайне тактично, скупо, но точно, и стало понятно, что Надежде Константиновне удалось сохранить и семью, и хорошие отношения с Инессой Фёдоровной. К тому же актрисы действительно очень похожи на женщин вождя, жаль только, что Ленин в сериале им не соответствует.
Евгений Ткачук – очень хороший актёр, он убедителен и ярок был во многих ролях. Особенно запомнились его яростный Лжедмитрий в «Годунове» и мощный, трагический Рубин из сериала о физиках-ядерщиках «Бомба», и, когда стало известно, что роль Ленина поручили ему, я не удивился, а очень заинтересовался. Он даже внешне показался подходящим – невысокий, коренастый, но тот, «тонкошеий вождь», что бегает в сериале, из всех Лениных, что сыграны в последние годы (Евгений Миронов, Евгений Стычкин), самый неубедительный. Впрочем, это «заслуга» режиссёра: выбор актёра на роль и трактовка образа – его епархия.
Таковы впечатления от «дореволюционного периода». Будем надеяться, что оставшиеся послереволюционные серии не огорчат так, как предреволюционные.