Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Изменить или заменить?

01 января 2007

ВЕХИ–2009

В этом году не один, а два столетних юбилея: помимо «Вех» ещё и книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (в мае). Вождь большевиков назвал «Вехи» энциклопедией либерального ренегатства, обнаружив идейную связь веховцев с критиками и отступниками от марксизма – интеллектуалами того времени. По понятным причинам реставрация капитализма в России 90-х годов прошлого столетия вновь сделала «философию ренегатства» актуальной темой и проблемой.

Вопрос о том, кто оказался прав – веховцы или Ленин, для меня упирается в тему исторической обоснованности появления советского социализма и потом – горбачёвской перестройки. Он упирается в модную тогда идею нереформируемости советской социальной системы.

Известный экономист В. Найшуль писал о советской экономике: её нельзя изменить, её можно только заменить, сформулировав мнение и позицию многих антикоммунистов и антисоветчиков. Даже сам Горбачёв, забыв о своём же лозунге «Больше социализма!», в декабре 1991 года, за три дня до выдворения из Кремля, в интервью американскому тележурналисту Тэду Копполе скажет о невозможности улучшить советскую систему и необходимости её замещения. Что потом оспорит другой американец, знаток истории советской России, Стивен Коэн, который на «вопрос вопросов: почему не стало Советского Союза?» назовёт подобные аргументы-домыслы российских и западных аналитиков ошибочными и ложными. У России был другой выбор – не тотального разрушения, а совершенствования советского общества.

Россия упустила эту реальную возможность, будучи в то время мощной державой, с развитой экономикой и системами образования и здравоохранения, признанными наилучшими в мире. Вдвое увеличив среднюю продолжительность жизни и численность населения (со 160 до 300 миллионов), Советский Союз проложил дорогу в космос, стал второй ракетно-ядерной державой мира. Все объективные предпосылки возможного обновления советского социализма – на базе развёртывавшейся НТР – были налицо, и дело упиралось исключительно в субъективный фактор, в управление страной, в деятельную силу правящей КПСС и государства.

Поиски спасительной национальной идеи ничего не дали, и президент Путин предложил тогда прекратить эту «забаву», получив неожиданную поддержку со стороны известных философов Т.И. Ойзер­ма­на и А.А. Зиновь­ева, настаивавших на деидеологизации марксизма, так сказать, во имя и в интересах повышения научности социальной теории. Между тем на Западе идею деидеологизации сознания вскоре признают несостоятельной, а в России такой глубокий аналитик, как А.С. Панарин, в одном из своих последних интервью скажет: «Если каждое государство нуждается в идеологии, то Россия в ней нуждается трижды». Слишком много накопилось проблем за годы нашего бездействия и топтания на месте. Мировой кризис углубил и усилил потребность в новой идеологии и научном обосновании дальнейшего российского развития и прогресса. Идеология нужна России в качестве маяка, указывающего путь её спасения – не только от наступающего кризиса, но и от очевидной катастрофы безыдеального (от слова «идеал») существования.

В. МИШИН, доктор философских наук, НИЖНИЙ НОВГОРОД

Обсудить в группе Telegram

В. Мишин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS