Демонстрация «Одноэтажной Америки» наконец завершилась! В абсолютном большинстве серий авторы неумеренно нахваливали объект своего исследования, коим является одноэтажная, но более многоэтажная Америка. Рассказали нам много, нежно, восхищённо, прочувствованно, со слезами на глазах о самой до недавних пор обетованной земле мира. А вот какие «авторские чувства» проскальзывали в отношениях к родным телезрителям и просторам? Понятна любовь В.В. Познера к родному Нью-Йорку, но маститого тележурналиста явно «занесло», когда он с полной серьёзностью стал уверять, что на фоне нью-йоркского гостеприимства русское или кавказское блекнут неимоверно. Дескать, радушные американские хозяева могут активно предлагать вам бесплатную выпивку, поэтому «главное – не спиться». Да, широк американский человек, широк... Впрочем, узок и практичен (а об обширном продактсплейменте и откровенной рекламе фастфуда с ритуальным поеданием гамбургера в исполнении ВВ «ЛГ» уже писала).
Явно затянутому телесериалу можно было бы присвоить множество девизов: «Америка превыше всего!», «С нами наш американский бог!», «Хоть всю землю обойдёшь, лучше копов не найдёшь!», «Самая большая страна мира – это Техас» и т.д. Естественно, отдельная серия посвящена тому, что американская армия «всех сильней». Дедовщины у них нет, правда, неприятный случай произошёл в академии ВВС незадолго до приезда ВВ. Очень нехорошо там обошлись с первокурсницей. Но это же «пустяки», правда? Особенно когда так хочется сделать приятное хозяевам. Главное, что другие первокурсники и первокурсницы сидят по стойке «смирно» за обеденными столами. И сержанты на них орут, как совершеннейшие психопаты, что в целом создаёт картинку полноценной американской идиллии.
Интересного в фильме много, в первую очередь это встречи с простыми американцами, но уже после первых серий появились и не самые приятные ощущения. Назову два. Во-первых, слишком уж часто в кадре оказывались создатели фильма и зрители потратили немало времени на любование обнажёнными торсами ведущих. О странной роли Ивана Урганта, напарника ВВ, было сказано уже достаточно. Впрочем, без глуповатых клоунад первого было бы трудно досмотреть до конца творение второго – оттеняли друг друга Познер-умник и Иван-дурак. Во-вторых, многие сюжеты словно и не были предназначены для российского зрителя. Например, о катастрофическом ожирении американцев, о чём «ЛГ» тоже писала. Диковато наблюдать заботливое отношение к переевшим американцам, когда у нас в некоторых регионах ещё не решена проблема недоедания.
Фильм можно было бы смело сократить вдвое, например, демонстрация долгой процедуры заселения в одну из гостиниц способна была усыпить даже самых бодрых зрителей. Зачем так долго нужно было рассказывать о Лас-Вегасе? Чтобы в финале ВВ признался, что город ему не особенно-то и понравился? А некоторые познеровские комплименты выглядели странными до бестактности. Например, когда наши телепутешественники наконец достигли Калифорнии, то старший из них с гордостью отметил, что на пути они «не встретили ни одного дурака». А должны были? И много ли? Или тонко намекали на наши дороги и опять же дураков, но даже, судя по этому фильму, их и в США хватает.
С серьёзного настроя сбивал сиюминутный, поверхностный характер теледневника. Словно сами путешественники быстро забывают о том, что они видели буквально вчера. Вот посетили они странный «город солнца» в Аризоне. Место, где проживают люди не моложе 55 лет. Мнения участников экспедиции об увиденном разделились. Казалось бы, если авторов тема действительно заинтересовала, то спрашивайте мнение других американцев об этой «резервации для пожилых». Ничего подобного! Обо всём расспрашивал ВВ героя следующего сюжета – техасского фермера. Даже о футурологии. Но только не о проблемах пожилых людей и не о взаимоотношениях поколений. Сразу возникает вопрос: «Если сами авторы настолько легкомысленно относятся к своим «открытиям», то стоит ли зрителям серьёзно относиться к их телеопусу?»
Видимо, и у самих создателей после просмотра того, что они наснимали, возникло «ощущение дискомфорта». В последних сериях – «концентрированная критика» США. Думаю, что они даже перестарались. Так, ВВ не просто рассказал о проявлениях расизма в США, а заклеймил: «Это – расистская страна». А в самом конце сериала заговорили о том, с чего можно было бы начинать, о том, что волнует и Америку, и весь мир: об иракской войне. И даже о проблеме со свободой слова в США (в беседе с Филом Донахью). Если это попытка исправить существенные изъяны большинства предыдущих серий с их неумеренной комплиментарностью, то удачной её не назовёшь, она абсолютно выпадает из стилистики всего предыдущего «аршина», которым Познер «измерял» Америку.
Главными остаются другие «акценты», когда ВВ заявлял, что не понимает слов Фёдора Ивановича Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…» И не в первый раз позволил себе ёрничать по этому поводу. Дескать, с таким же успехом можно сказать: «Умом Панаму не понять». Эту якобы «остроумно упакованную» глупость можно было бы оставить без внимания, если бы речь не шла о человеке, который своё «непонимание» еженедельно тиражирует в самое лучшее эфирное время на всю страну. Само это искреннее «непонимание» тележурналиста свидетельствует в пользу полной правоты великого русского поэта. А по поводу Панамы и других зарубежных стран… ВВ часто любит говорить о своём хорошем знании истории, кажется, даже гордится им. Что существенно облегчает дело. Как известно, не только Панама, но даже любимые Познером Соединённые Штаты не имеют в своей истории таких, например, страниц, как спасение Европы (да и всего мира) от нашествий агрессоров ни в ХIХ, ни в ХХ веках. Об их «роли» в эпоху Наполеоновских войн и говорить смешно. Но и в период Второй мировой войны не они переломили ход битвы с фашизмом. Да ещё при каких обстоятельствах! Другие факты нужны? Ведь история Соединённых Штатов имеет огромные, мягко говоря, пробелы по сравнению с русской. И в литературе, и в музыке, и в примерах величия человеческого духа… Ничего подобного не может предъявить нам «другая сторона». Вот пусть теперь г-н Познер попробует объяснить всё это с чисто западной, рационалистической точки зрения. А мы послушаем, если интересно будет. Но не лучше ли просто признать, что глупость сказал? С кем не бывает! Это не тот случай, когда стоит спорить с гениями. За ними – тысячелетняя историческая правда. В данном случае – русская правда. Пусть даже это кому-то очень не нравится.
P.S. В недавнем «Клинче» между ВВ и Александром Прохановым на «Эхе Москвы» вспомнили стихотворение Пушкина «Клеветникам России». Главный телеакадемик огорошил слушателей, заявив, что эти стихи написал Пушкин-юноша. В 16 лет! В горячке открытого эфира возможны всякие ляпы, но поразило то, с каким апломбом, смешанным со снисходительным презрением к культурному уровню оппонента, Познер настаивал на своей ошибке. Даже после того, как ему сказали, что эти «программные» стихи написаны всё-таки зрелым поэтом. Стало понятно, что он от русской литературы и принципиальной дискуссии между славянофилами и западниками (сейчас либералами и патриотами, государственниками и компрадорами) далёк так же, как и многие другие, берущиеся судить обо всём на свете телеобразованцы.
В последней серии своей «Америки» Познер намекнул, что, возможно, последует продолжение сериала. Неужели отправится в одноэтажную Россию по маршрутам маркиза Де Кюстина и Джакомо Казановы?