Как мгновенно захватывает, очаровывает ощущение подлинности музыки у талантливых исполнителей. И как редко, к сожалению, это случается. Но вот случилось. В зале Чайковского играл не частый гость – пианист Александр Гаврилюк. Воспитанник украинской школы, кроме того, учился в академии музыки в Австралии. Играл со многими выдающимися дирижёрами, в том числе с Владимиром Ашкенази, Михаилом Плетнёвым и Владимиром Спиваковым. Побеждал в конкурсах, в свои двадцать восемь лет объездил полмира и выступал в лучших залах. В программке концерта приводятся отзывы зарубежной прессы, все, разумеется, восторженные, а также высказывания на сей счёт всяких знаменитостей. Можно было без всего этого обойтись, потому как с первыми звуками Дебюсси (исполнялись две арабески ми мажор и соль мажор) всем присутствующим и без авторитетных свидетельств стало понятно, что происходит нечто исключительное. Редкая музыкальность, великолепная техника, но главное – такая увлекающая взволнованность пианиста. Ей все тут же поддались и, надеюсь, не пожалели об этом. Кроме Дебюсси звучали Шуман (Фантазия до мажор, соч. 17), Лист (Тарантелла из цикла «Годы странствий (Второй год). Венеция и Неаполь») и Соната № 2 си-бемоль минор, соч. 36 Сергея Рахманинова. Восхищали простота и ясность его игры. И неожиданное измерение – глубина драматических коллизий в текстах Шумана и Рахманинова, философичность и потрясающее разнообразие в их выражении. Подобного Рахманинова я уже давно не слышал. В планах пианиста – все концерты композитора для фортепиано с оркестром и Рапсодия на тему Паганини с оркестром Романдской Швейцарии с дирижёром Ярви. Может быть, и к нам заедут?
Камерный зал филармонии по-прежнему охотно принимал молодых исполнителей. Многим просто податься некуда – в Москве нет приличного концертного зала только для музыкантов. Филармония и консерватория перегружены. И потому понятие «молодой» часто не соответствует истине. Нескольких «молодых» я слушаю лет десять. Они давно известны за рубежом, играют с лучшими оркестрами мира везде, где можно, только не в России. У нас хорошие оркестры, но почему-то не жалуют молодых исполнителей. Ситуация должна поменяться, государству не надо поддерживать симфонические коллективы, не заинтересованные в работе с талантливой молодёжью. Пианист Виталий Писарёнко, к счастью, ещё действительно молод, и его концерт в Камерном зале оставил очень хорошее впечатление. Он воспитанник профессора Московской консерватории Ю.С. Слесарева. Учится сейчас в аспирантуре. Среди многих профессиональных удач – Первая премия и золотая медаль VIII Международного конкурса пианистов имени Листа в Утрехте (Нидерланды). И в программе концерта в Камерном зале Листу отдано предпочтение. Блестяще была сыграна соната си минор. Кажется, заигранное произведение. Звучит каждый день. Нет, у него всё первозданно, захватывающе интересно. Пора «премьерничать» на большой сцене в Москве. Не отнимать у слушателей возможности общаться с нетривиально мыслящим и много умеющим музыкантом в лучшее его время.
В Доме творчества композиторов в Рузе прошёл VI Международный фестиваль фортепианного искусства, арт-директором которого с самого начала и его душой стала заслуженная артистка России профессор Гнесинки Мария Степановна Гамбарян. «Мы стараемся создать творческую атмосферу, свободную от всех штампов. У нас работают выдающиеся музыканты со всего мира, готовые поделиться своим колоссальным творческим опытом и мастерством, представить различные фортепианные школы». Редкая возможность пообщаться на профессиональном языке, и не только о профессии. Мне кажется, потребность в подобном общении испытывают все молодые музыканты. Поэтому затея талантливейшей российской пианистки Марии Гамбарян более чем своевременна. Очень хорошо, что её поддерживает непосредственное «начальство»: председатель оргкомитета фестиваля ректор Гнесинки Галина Маяровская. Более сорока пианистов почти из всех консерваторий России приняли участие в этом форуме. Кроме коллег Марии Степановны – заслуженного деятеля искусств РФ профессора Владимира Троппа, лауреата международных конкурсов доцента Дениса Бурштейна, лауреата международных конкурсов доцента Наны Немсицверидзе – в дискуссиях и концертах участвовали профессор Королевской консерватории в Амстердаме Виллем Бронс, ректор Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского заслуженный артист России пианист Валерий Шкарупа, другие известные музыканты. Владимир Тропп в комментарии к происходящему заметил: «Очень доброжелательная домашняя атмосфера. Возможность общаться педагогам с педагогами, студентам со студентами – это особенно важно при нашей разобщённой жизни. Очень высок уровень преподавателей. Часто бываю на различных мастер-классах – нигде такого не наблюдал. Особенной находкой является Бронс, который готов заниматься музыкой с утра и до ночи». Мария Гамбарян предложила весьма разнообразную и интересную программу, сама в ней активно участвовала и тоже очень дорожила этой самой атмосферой.
Хотя я и не доехал до Рузы, скажу, что общаться с Марией Степановной Гамбарян редкое удовольствие, а уж когда она за инструментом – счастье! Просто счастье!
Конец учебного года – хлопотное время. Предстоят два больших конкурса пианистов – Скрябинский и памяти Веры Лотар-Шевченко. О замечательном русском композиторе А.Н. Скрябине известно если не все, то многое. А вот об ученице выдающегося французского пианиста Альфреда Корто – Вере Лотар-Шевченко знают немногие. Специально для участников конкурса вышла книга «Умри или будь», где о ней рассказывают друзья и хорошо знавшие её люди. Надеюсь, маленькая книжечка вызовет ещё больший интерес к исключительной и беспримерной судьбе Веры Августовны Лотар-Шевченко и кому-то поможет в жизни.