Статистика, как известно, вещь упрямая, но и лукавой быть может. Исходя из её данных, число отдыхающих на курортах Кавминвод уже превысило показатели 80-х. Однако тогда считали тех, кто поправлял здоровье в санаториях положенные 24 дня. Сегодня в отчёты попадают все, кто хотя бы на сутки остановился, не важно, в санатории, гостинице или гостевом доме. Я вот тоже, вероятно, попала в эту победную статистику, потому что в январе, возвращаясь из Приэльбрусья, провела с семьёй один день в Кисловодске, где мы в отеле и переночевали, и один день – в Пятигорске. Но вряд ли целебный воздух успел сыграть хоть какую-нибудь роль в нашем оздоровлении.
А природа и высоко в горах, и в предгорьях действительно волшебна. В Приэльбрусье стеной валил снег, а в Пятигорске (в январе!) цвели розы и воздух даже в тени прогревался до плюс четырнадцати. Отдыхающие неспешно прогуливались по аллеям «Цветника», старинного парка, одним из первых посетителей которого в 1829 году был Александр Пушкин, любовались кофейней Гукасова, Ермоловскими ваннами, ажурной Лермонтовской галереей, у которой когда-то в течение всего курортного сезона играл «духовой хор» терского казачьего войска.
Всё построенное нашими предками радует глаз и здесь, и в Кисловодске, но стоит чуть-чуть отойти от центра, и картинка в обоих городах становится совсем не благостной. Не потерявшие ещё своей прелести, но облупившиеся дома начала прошлого века, грустные коробки конца того века, частный сектор с халупами, перемежающимися пошлыми дворцами а-ля средневековый замок, и заборами, демонстрирующими достаток хозяев, – от покосившихся частоколов до трёхметровых монстров, украшенных золотыми завитушками. Градостроительной политикой и не пахнет. Как эта хаотичная застройка влияет на минеральные источники, в каком состоянии скважины, похоже, никто не знает.
Управляют курортами муниципалитеты, администрации городов, администрация Кавминвод (есть, оказывается, здесь и такой орган), краевая власть и Министерство по делам Северного Кавказа, а у семи нянек... Для медицинского кластера места не нашлось – все земли (а они здесь на вес золота) то ли распроданы, то ли розданы друзьям и родственникам, поэтому и перекочевал он в Карачаево-Черкесию, хотя на Кавминводах его строительство было бы более уместным: и населения больше, и туристов.
Впрочем, судя по выступлениям на форуме курортологов, здесь хотели бы видеть не туристов, а курортников. Что ж, это разумно, тем более что традиции действительно есть. Но поедут ли сюда? Медперсонала либо не хватает, либо он недостаточно квалифицирован, а цены в частных санаториях отнюдь не мизерные. В кисловодскую кардиологическую клинику есть путёвки ОМС. Но на месте может ожидать большой сюрприз – койка в шестиместной палате без ремонта. Можно, конечно, доплатить и переселиться в одноместный люкс, но он вряд ли достанется – таких номеров всего два. Так что обеспеченные всё-таки выберут Баден-Баден. Более миллиарда долларов США ежегодно тратят россияне на лечение и реабилитацию за рубежом. Средний класс? Скорее всего, тоже предпочтёт реабилитации просто отдых в комфортных условиях где-нибудь «на морях». Бедные, если путёвка будет бесплатной, поедут, а вот за свой счёт, даже если состояние здоровья настоятельно требует такого лечения, сто раз подумают. За самый дешёвый номер – на шестерых – придётся заплатить 1900 рублей в сутки, за 24 дня – это уже 45 600. Плюс затраты на дорогу, консультации врачей и процедуры. Получается совсем недешёво. Значит, поедут не на полный курс, а на неделю, а от недели прока немного.
Какой выход? Строить тут дорогой курорт мирового класса, и параллельно развивать систему реабилитации по ОМС. Тем более что пенсионный возраст нам намереваются отодвинуть, а значит, престарелых работников станет больше и их всё-таки придётся лечить.