Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 августа 2014 г.
  4. № 31 (6474) (06.08.2014)
Настоящее Прошлое

Изучать историю Отечества с детского сада!

06 августа 2014

Кощунственные факты осквернения памятников советским воинам, павшим в Великой Отечественной войне, стремление «откосить» от службы в армии, «свалить»... Всё это следствия опасной тенденции последних десятилетий, принятой не только многими СМИ, но и соровскими учебниками истории: принизить роль советского народа в Победе над гитлеровским фашизмом, фальсифицировать историю войны, шельмовать её полководцев и героев.

У ближних наших соседей битва за историю уже вырвалась за рамки идеологических и философских споров на улицы городов – среди карателей и палачей мирного населения юго-востока Украины молодёжь и даже подростки... Наш собеседник – доктор исторических наук, профессор Анатолий Акимович КОРОЛЁВ.

– Драматические события, захлестнувшие Украину, где ударной силой киевской хунты стало молодое поколение, взращённое новыми школьными учебниками истории в ненависти к русским «колонизаторам и оккупантам», к самому русскому языку, активизировали и давно ведущиеся дискуссии о том, каким должен стать школьный учебник истории в России?

– Прежде всего в нашей самой большой по территории стране мира с её многонациональным населением, граничащей со многими государствами, учебник должен учитывать геополитические и глобальные процессы. Вспомним, например, что даже в годы войны, будучи в союзе с СССР против фашизма, Запад видел в нашей стране главного геополитического противника.

Учебник истории должен делать упор на особенностях отечественной ментальности, национальной психологии, ведь, по печальной статистике, Россия воевала через каждые два-три года своей истории, а потом была вынуждена бросать все силы на восстановление экономики. Именно поэтому сформировалось в нас особое оборонное сознание. А вот американцы, живя в географической безопасности, ведут войны по всей планете, бесцеремонно вмешиваются во внутренние дела далёких от них стран, насаждая в мире демократии по-американски.

– В западных странах принято идеализировать свою историю, даже самые чёрные, грязные её страницы. Или вспомним о пропаганде якобы решающей роли США и Великобритании в Победе над фашизмом…

– Сегодня нам преподан новый жестокий урок геополитики на Украине, этого «лоскутного» государства, созданного искусственно, с присоединением исконно российского промышленного Донбасса, Новороссии и благодатного Крыма.

События на Украине следует рассматривать как создание плацдарма информационно-психологической войны против России. Ещё Гитлер говорил о том, что Россию можно победить, только когда украинцы и белорусы перестанут считать себя русскими. Известный геополитик и русофоб Бжезинский призывал Запад не допустить союза Украины и России на постсоветском пространстве. А нынешние политические круги США противодействуют экономически, политически, дипломатически созданию Евразийского союза, видя в нём возрождение сильного Российского государства.

Проведём краткий экскурс в забытую многими предысторию Украины. Ещё Меттерних, известный сеятель национальных распрей, министр иностранных дел и фактический глава Австро-Венгерской империи, в состав которой со времени раздела Польши в 1772 г. входила Галиция – нынешние Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская области, – выдвинул доктрину об искусственном создании новой нации – украинской. С единственной целью – ослабление славянства, и прежде всего России. Основывалась доктрина на внушаемости большинства населения. Было издано множество дешёвых брошюр и учебников антирусской направленности. Не поддававшиеся насильственной украинизации малороссы, карпатские русины подвергались гонениям и репрессиям, а зачастую и фактическому уничтожению в концлагерях.

Поддавшиеся пропаганде галичане, теперь уже украинцы, в большинстве своём воевали на стороне Австро-Венгрии и Германии против России. Продолжатели этого курса – «украинские письменники» и историк Грушевский создавали синтезированный язык – украинскую мову и «идеологию незалежности», пропагандистом которой стал Степан Бандера.

В истории Второй мировой приспешники гитлеровцев – бандеровцы оставили по себе страшную память карательными акциями, в числе которых сожжённая вместе с жителями белорусская деревня Хатынь. Десять послевоенных лет продолжали держать в страхе мирное население зверскими расправами. При поимке, естественно, их судили. В 60-е годы хрущёвской «оттепели», о чём умалчивается сегодня, многие из них, получив право вернуться в родные края, становились пропагандистами бандеровщины, наставниками молодого поколения. С выходом Украинской ССР из состава Советского Союза гигантскими тиражами стала издаваться националистическая литература, и прежде всего школьные учебники, в которых культивировались особость украинцев, их превосходство над другими народами и лютая ненависть к «оккупантам» – русским, насаждался культ новых «героев» – приспешников Гитлера – Бандеры, Шухевича.

Вот какое бесспорно решающее значение имеют школьные учебники истории для судеб народов, а теперь ещё и СМИ, интернет.

– Какими же должны быть учебники истории, чтобы школьники научились рассматривать факты, события, явления в контексте того или иного времени, приобрели навык рассматривать каждое историческое событие не с одной, а со всех сторон?

– И добавлю – с точки зрения национальных интересов государства. Как ни парадоксально, но только в нашей стране – главной победительнице гитлеровского фашизма – с перестроечных времён велась открытая ревизия истории войны и подвигов её героев.

Есть расхожая притча: когда больше всего врут? Перед свадьбой, после охоты и после войны… В информационном поле России под растущими эверестами лжи всё труднее отыскать правду. И не приходится удивляться, что среди граждан России встречаются люди с противоестественной неприязнью к своей Родине, готовностью ругать и осуждать её за всё подряд, приводя в пример западные, а теперь и восточные страны. При этом не сделавшие и без намерений сделать что-либо для улучшения своей страны. Громадные просторы родной Отчизны с негодованием объясняются ими, вслед за фальсификаторами российской истории, как результат захватнических насильственных войн.

Из этого следует, что в новом школьном учебнике должна быть подробно и ясно, на документах, изложена история превращения скромной по территории Московии в мощное государство от Балтики до Тихого океана.

– Здесь, кстати, Анатолий Акимович, хочется подсказать любителям родной истории об изданном в 1992 г. сборнике архивных документов «Под стягом России», в котором собрано 150 документов. Это прошения царям России «о принятии под высочайшую свою державу» от владетелей Грузии, Абхазии, Осетии, Армении, лезгинских общин. От ханов, султанов народов Средней Азии – казахов, каракалпаков, туркменов... От ойратов Алтая и много ещё от кого...

– Но нельзя упустить в этом описании мирного приращения государства Российского и случавшиеся войны. Прежде всего Кавказскую, которая велась ради вошедших в состав России, но живущих под угрозой турецкой экспансии христианских народов Грузии и Армении. Представим карту того времени: турецкие владения доходили по берегу Чёрного моря до Азова, персидские – по берегу Каспия до Дербента! Были походы в Среднюю Азию, в ханствах которой сохранялось жестокое рабовладение, но рос хлопок, нужный молодой российской хлопкопрядильной промышленности, работающей на дорогом привозном американском сырье. Государственные экономические интересы совпадали тогда с благородной миссией освобождения народов от средневекового рабства.

Нужно научить и школьников мыслить с точки зрения геополитики: в случае неприсоединения к России эти народы стали бы лёгкой добычей алчных соседей – Турции, Персии, Китая, Японии... И даже далёкой Великобритании, в традициях которых не предусмотрено сохранение и развитие завоёванных народов, напротив, имелась в виду их полная ассимиляция с забвением родных языков. Мусульмане-убыхи, бежав от русских с Кавказа в Турцию, растворились, исчезли на новой родине.

Благодаря национальной политике Российской империи и Советского Союза более ста народов страны сохранили свою идентичность, культурные традиции, языки. При отсутствии письменности для них создавались алфавиты, буквари. Произведения национальных авторов и фольклор издавались на родных языках, в переводе на русский и на разные языки мира.

И ещё один важный вопрос из области геополитики, муссируемый ревизорами нашей истории, – войны за выход к морям. Войны Ивана Грозного, Петра Великого, завершившиеся при Екатерине II. Эти войны закончились преобразованием Дикого поля в цветущую Новороссию, вошедшую в советское время вместе с Крымом в Украинскую ССР.

Учебник должен дать возможность школьникам задуматься – какая трагическая судьба ждала бы скромную по территории Московию без выходов к морям? Без взятия Великого Новгорода, Казани, берегов Балтики, Причерноморья, а значит, без развития экономических связей с миром маленькая Московия вряд ли бы сохранилась.

– А ведь сегодня историю Отечества начинают изучать только в старших классах!

– Очень нужное дело – издать пусть не учебник, но книгу для чтения по истории не только для начальной школы, но и для детских садов! Она должна состоять, пожалуй, из рассказов о героях Отечества – от былинного богатыря Ильи Муромца до наших современников – Евгения Родионова и Сергея Солнечникова…

Нужны, кроме учебников, и учебные пособия для старшеклассников – о героях России с древнейших времён до наших дней. В неё должны войти и биографии героев Первой мировой войны, Гражданской войны и Великой Отечественной. С детского сада нужно начинать!

Вопросы задавала Ольга ЖУКОВА

Тэги: История России
Обсудить в группе Telegram

Ольга Жукова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Человек в Брюсовом

    17.01.2018
  • История из гаджета

    29.11.2017
  • История станет ближе

    29.06.2016
  • Забытый марш

    19.11.2015
  • Писатель и император

    14.10.2015
  • Заговоры и пропагандисты Смуты

    61 голосов
  • Своею собственной рукой,

    51 голосов
  • Человек в Брюсовом

    50 голосов
  • История из гаджета

    49 голосов
  • «Величайшее предательство»

    46 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS