В разорённой, разрушенной войной Белоруссии мои белорусские родственники жили на хуторе с электрическим освещением, электроплитками, электрическим насосом, который качал воду и поливал огород. Дело в том, что у них была своя электростанция. Ветряная. Построил её Иван Павлович Ступаков.
Иван Павлович был самородок, рационализатор и изобретатель, 65 лет назад в примитивных условиях делал то, что ныне пытается свершить человечество, – обеспечить себя возобновляемыми источниками энергии. Да, запросы маленького хутора несравнимы с потребностью индустриальной цивилизации. Однако и возможности у неё совсем другие.
Активнее всего сейчас используют энергию ветра. В США принимается законопроект, по которому к 2020 году ветряные станции должны будут производить не менее 15 процентов электроэнергии.
На втором месте – геотермальные станции.
И наконец, бесплатное Солнце. Европейские учёные предполагают покрыть солнечными батареями пустыню Сахару. Полученной энергии хватит не только на снабжение электричеством африканского континента (в том числе и на опреснение морской воды), но излишки её будут переправляться в Европу.
Япония давно уже запланировала строительство гигантских солнечных и ветровых установок, сравнимых по мощи с атомными станциями. Италия устанавливает тысячи солнечных панелей в жаркой, безоблачной Сицилии.
Оптимисты предполагают, что к 2030 году две трети населения Земли смогут полностью обеспечить себя преобразованной энергией Солнца.
Россия пока отстаёт. Природный потенциал у нас огромный. На Крайнем Севере, в Приморье можно использовать энергию приливов, геотермальные источники. Мешает инертность чиновников.
Но где-то что-то и делается. Есть геотермальные станции на Камчатке, система ветряков в Калининградской области, приливная станция на берегу Баренцева моря. В Москве на Мичуринском проспекте устанавливали на крышах домов солнечные батареи, чтобы они давали свет в подъезды и на лестничные площадки. В Москве же, на Курьяновских очистных сооружениях, запустили электростанцию, работающую на канализационных стоках, на выделяемом биологическом газе.
Вся вторая половина XX века прошла в мечтах о замене бензина электричеством, бензинового двигателя внутреннего сгорания – электрическим аккумулятором.
Когда появились первые экспериментальные электромобили, многие преисполнились мечтами. Больше всего прельщала простота эксплуатации – не надо возиться с жиклёрами, клапанами, кольцами и прочим постоянным ремонтом. Иван Павлович Ступаков объяснял мне, что мечты эти несбыточны, на одной батарее аккумуляторов далеко не уедешь. Да и для подзарядки от электросети требуется 6 часов. Химический процесс, куда от него денешься…
Заслуженный изобретатель и рационализатор Иван Павлович Ступаков не дожил до сегодняшнего дня – до открытия Джербранда Сидера и Канга Бьёнву, учёных из Массачусетского технологического института. Они изобрели, по сути, полувечный двигатель. Они ускорили этот самый химический процесс в 100 раз. Для подзарядки аккумуляторов достаточно будет нескольких минут.
Наверное, мы на пороге революции. На Земле практически нет мест, недоступных электричеству. А значит, установить везде, где только можно, пункты подзарядки – всего лишь дело техники.
За год один легковой автомобиль сжирает 4 тонны кислорода, а взамен выбрасывает в атмосферу 800 килограммов окиси углерода, около 40 килограммов окислов азота и почти 200 килограммов углеводородов. Выбросы выхлопных газов автомобилей в 4–5 раз превышают выбросы промышленных предприятий.
Значит, с электромобилями нам станет легче дышать. И жить. Конечно, это удар по моторостроению, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности. Автозаводам придётся срочно перестраиваться, а нефтедобывающие страны потеряют львиную долю дохода от продажи углеводородов. Мировую экономику ждут глобальные потрясения. Готовимся ли мы к ним? Или потом бросимся догонять? Уверен, и сегодня у нас есть Ступаковы, не пора ли их призвать? Потому что такие люди извечно двигали и меняли жизнь.