Этот мрачный, кроваво-грязный триллер режиссёра Ладо Кватании странен тем, что его поставил неизвестный кинозрителям дебютант, который до большого кино снимал клипы модных певцов и короткометражки (название одной из них торкнуло – «Мразь»), а также тем, что главную роль в фильме сыграл малоизвестный в России грузинский актёр Нико Тавадзе, а вот известнейшие российские киноартисты Виктория Толстоганова, Юлия Снигирь, Аглая Тарасова, Евгений Ткачук, Даниил Спиваковский, Валентин Смирнитский здесь почему-то на вторых ролях.
«Казнь» являет собой идеальный пример чего-то абсолютно неподходящего, неуместного и ненужного. Ни кинематографу, ни России, особенно в наши дни. Эта неприятно депрессивная лента собрала все пороки отечественного фестивального, то есть рассчитанного на заграничное потребление, кинематографа.
Время действия – последнее десятилетие СССР. Молодой режиссёр Кватания в это время не жил, но как изображать советскую родину, знает твёрдо, потому и заметили, наверное, его дебют иностранные кинофестивали. Налицо все обрыдлые штампы в изображении рашки-какашки, где всегда мерзкая погода, – в какой бы год (1991-й, 1986‑й или 1981-й) ни ныряло действие, на дворе всегда поздняя, с противными дождями осень. Эпоха тоже мерзкая – советская, живут люди плохо: похмельно, развратно, скандально. Лексика – обсценная. Персонажи – пакостные. И маньяки типа Чикатило, которых здесь рекордно много, и их жертвы, и те, кто маньяков ловит, – все отвратительны. И женщины – тоже, даже те, которых, что особенно обидно, играют красивые актрисы. В фильме не на кого положить глаз, а если кто-то вдруг и вызовет симпатию, то очень ненадолго. Главный герой (почему-то грузин) сочувствия не вызывает вовсе, скорее отвращение – с самого начала в совершении преступления начинаешь подозревать именно его.
Когда некому сопереживать, когда некого любить, не за кем следить, когда много физиологической и ментальной грязи, усидеть в кинозале трудно. Многие зрители не выдержали, людей нельзя почти два с половиной часа кормить отвратительными перверсиями – тошно.
Сейчас, когда в стране сложный период, когда идут кровопролитные сражения с теми, кто нас открыто и люто ненавидит, ищешь опоры на что-то незыблемое – насущными становятся фундаментальные ценности: семья, любовь, дружба, верность, преданность. Ничего этого в кинокартине нет. Смотреть «Казнь» – наказание. Известный либеральный кинокритик, которого мы приглашали откликнуться на фильм, надеясь на то, что у него будет противоположная точка зрения на «Казнь», отказался – хвалить ленту не за что и защищать нечего.
Её финансировал Фонд кино. Зачем? Кто ответит за то, что таким вредным способом тратятся народные деньги? В который раз приходится повторять вслед за известными кинематографистами (Кареном Шахназаровым, Николаем Бурляевым, Юрием Карой), что нужно возрождать Госкино хотя бы для того, чтобы было кому отсекать сценарии вроде того, что Ольга Городецкая и Ладо Кватания написали для «Казни».
Такие фильмы нельзя снимать на народные деньги, это всё равно что финансировать собственную казнь.
После мучительного просмотра родилась вот такая мстительная мысль. Необходимо провести ревизию в отечественной киноиндустрии, перечитать запущенные в производство сценарии и какие-то проекты закрыть или отложить, чтобы подобных «Казней» не было. Народные деньги должны тратиться не на то, чтобы чиновники, имеющие отношение к распределению средств на производство кино, и продюсеры, их «осваивающие», безбедно жили, а режиссёров хвалили западные жюри, а для того, чтобы сделанные ими фильмы смотрел наш народ.
Голливуд, слава богу, бойкотирует российский прокат, теперь можно и нужно продвигать свои национальные ценности. Хочется, чтобы в рамках импортозамещения шанс получили те из молодых талантливых кинематографистов, которые ориентированы на свою страну и хотят работать на свой народ. Многие чиновники подобной перестройке противятся, многие продюсеры слишком вросли в западный шоу-бизнес, но это важнейшая задача в связи со специальной военной операцией на Украине.
Освобождать от русофобов отечественную культуру не менее важно, чем оккупированные ими территории.