Выходной. Самое время отправиться на прогулку. Подальше от пыльных московских улиц. Куда? Да хотя бы в Архангельское, «в гости» к князю Николаю Борисовичу Юсупову. Полюбоваться на «русский Версаль», восхищавший самого Александра Сергеевича…
Лишь только на поля, струясь, дохнёт зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Учёной прихоти твоей повиновались,
И вдохновенные в волшебстве состязались.
Это – из «К вельможе», адресованного князю, с которым, несмотря на почти 50-летнюю разницу в возрасте, Пушкин был, как говорится, «на дружеской ноге». Древнегреческий философ, утверждавший, что всё счастье жизни – в наслаждении, упомянут неслучайно. Аристипп состоял в родстве с властителями Египта, как и предки самого Юсупова. Да и учению выдающегося грека князь Николай Борисович следовал неукоснительно. До преклонных лет он отдавал должное прелестям прекрасного пола, поговаривал, что он получил эликсир молодости от самого графа Сен-Жермена. Был дружен с Вольтером, Дидро и Бомарше. Устраивал в Архангельском роскошные приёмы, принимая у себя и Павла I, и Александра I, и Николая I. «На улице его вечный праздник, в доме вечное торжество торжеств», – писал о князе П.А. Вяземский. Почти на два с половиной столетия Архангельское погрузилось в сонное небытие. Потомкам Николая Борисовича было не до подмосковной усадьбы, а когда всё прибрало к рукам государство рабочих и крестьян, стало ещё хуже. В 1919-м здесь вроде открыли музей, потом территория усадьбы оказалась в ведении Министерства обороны, устроившей в ней привилегированный санаторий, «придатком» которого стал музей. Усадебные постройки гнили и разваливались до тех пор, пока в 85-м их не закрыли на реставрацию, которая значилась лишь в документах. В 97-м то, что ещё можно было спасти, военные наконец передали Минкульту, но серьёзная реставрация началась только в 2000-м. Сигналом послужил весьма печальный факт – Всемирный фонд памятников внёс уникальный театр Гонзаго, расположенный в усадьбе, в число ста памятников истории и архитектуры, находящихся на грани гибели, и выделил грант на его реставрацию. Театр спасли, а там уже и собственно дворец стали приводить в чувство более интенсивно. Последние несколько лет в Архангельском снова бурлит жизнь. В «русском Версале» есть и что посмотреть, и что послушать. В своё время князь Юсупов почитался самым крупным частным коллекционером. Выбирая картины, фарфор и бронзу для эрмитажного собрания императрицы Екатерины, он и себя не забывал. В роскошных залах дворца нашлось место для картин Греза, Тьеполо и Буше, бюстов Кановы, редкостного китайского фарфора и камей из римских раскопок. Уцелевшая часть коллекции, а это примерно половина богатейшего собрания, в которое входят настоящие шедевры с мировыми именами, снова открыта для обозрения. В этом сезоне экспозиция расширилась ещё на три зала. Открыта и часть знаменитейшей княжеской библиотеки – редчайшие рукописи XIV–XVI веков, книги с иллюстрациями Фрагонара, альбомы с гравюрами Пиранези, первые книги Петровской эпохи, уникальная коллекция экслибрисов. А в театре Гонзаго по выходным собираются любители старинной музыки на другой международный фестиваль – «Корни и крона». В здании с уникальной акустикой, специально созданной для барочной музыки, лютни и шалюмо, виола да гамба и клавесин звучат точно так же, как и двести лет назад.