Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 октября 2019 г.
  4. № 43 (6710) (23.10.2019)
Литература Искусство Невский проспект

К цивилизации через катаклизмы

О русской духовной традиции ХХ столетия

23 октября 2019
Заметное внимание литературоведы Санкт-Петербурга на страницах издания уделили фигурам Н. Гумилёва и А. Ахматовой (на фото они с сыном Львом)

Отечественная гуманитарная научная мысль может гордиться появлением на свет четырёх томов исследования петербургских литературоведов, искусствоведов, театральных и кинокритиков «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве» (СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2016; ПЕТРОПОЛИС, 2017–2018).

15-Обложка. Том3. Ч.2.jpg

Поистине это невиданное ещё на просторах России комплексное фундаментальное издание, в котором прослежена судьба той христианской составляющей культуры, которая, сплавляясь с народными традициями, составила уникальный образ русской культуры и даже шире – русской цивилизации. Не случайно оно было отмечено Национальной премией Российской государственной библиотеки среди лучших книг года, а также премией «Просвещение через книгу» Русской православной церкви.

Это монументальное сочинение было задумано как коллективная монография под редакцией известного петербургского философа Александра Казина, в которой сквозь катаклизмы ХХ столетия авторы пытаются разглядеть контуры русской цивилизационной модели. По сути, это научное произведение, новаторское по форме и содержанию, но рассчитанное на широкий круг читателей, интересующихся судьбой России и русской культурной традиции. Выход первой части этой интеллектуальной эпопеи был приурочен к юбилеям двух революций – Февральской и Октябрьской, которые пришлись на 2017 год.

Замысел произведения состоял в том, чтобы проследить, как на протяжении ХХ века христианские истоки русской культуры умудрялись пробиваться, как росток сквозь асфальт, через препоны идеократии, богоборческой политики и цензуры. Исследователи поставили себе задачу увидеть, как во всех основных видах искусства, от литературы до кино, сохранялось ядро русской православной традиции. Введение и заключение в томах издания принадлежат перу доктора философии А.Л. Казина, ставшего идейным вдохновителем этого исследования.

 

От Гумилёва до Бунина

В каждом томе отражены главные виды искусств. В первом томе литературный раздел охватывает монографические очерки – от Гумилёва и Андрея Белого до Есенина и Бунина, включая литературу русского зарубежья и «столпов» соцреализма, которые приоткрываются с новой, неожиданной стороны (так, лауреат Сталинской премии В. Шишков оказывается не только популярным романистом, но и убеждённым, воцерковлённым христианином в жизни). Вот ряд выразительных названий из литературоведческой части тома: «Апологет России: духовный и творческий путь Максимилиана Волошина» (Ю.В. Зобнин), «Немыслимая любовь» Маяковского (Е.Ш. Галимова), «Боги Бунина» (А.В. Моторин), «Кроткий Куприн» (М.А. Дмитриева).

Раздел «Дар веры» о православных писателях русского зарубежья полностью написан известным петербургским литературоведом, доктором филологии Алексеем Любомудровым. Раздел музыки составлен коллективом авторов под руководством О.И. Гладковой, которая поставила задачу не только осветить певческую традицию РПЦ, сохранявшуюся во все годы государственного атеизма, но и рассказать о христианских образах в творчестве Гречанинова или почти неизвестного в России Ивана Вышнеградского.

Автор «отдела ИЗО» Е.В. Жданова заострила внимание на переходе от «антиканона» русского авангарда и «левого» искусства к реализму как возращению к традиции ХIХ века, но в новых социально-политических условиях. Театральная часть написана одним из ветеранов театроведческого цеха М.Н. Любомудровым («Театральная культура России после катастрофы») и филологом М.А. Дмитриевой, сделавшей очерк русской драматургии в Европе. Наконец, обзор «Кино на переломе истории» составлен В.А. Гусаком, который завершает первый том этого поистине уникального исследования, объединившего искусства древние (музыка, литература) и новейшие (кино, авангард в изобразительном искусстве).

Один из авторов тома – доктор культурологи О.Б. Сокурова подчеркнула, что история переломов, поворотов и заблуждений характерна для русского духовно-исторического пути и она должна быть осмыслена в наше время, ибо мы уже не имеем права на ошибки и метания предшественников. У нас просто нет исторического времени, чтобы наступать на те же метафизические и политические «грабли».

 

Зрелый сталинизм и хрущёвская оттепель

Второй том исследования «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ – начала ХХI века» посвящён 1935–1964 годам – трагическому и творчески противоречивому периоду, который приходится на годы зрелого сталинизма и хрущёвской оттепели. Вступительная статья и составление, как и в первом томе о послереволюционной культуре, – А.Л. Казина.

Главная, сквозная тема тома – прорастание дореволюционных культурных установок и приёмов реалистического творчества сквозь кровавую пелену эпохи репрессий и войн, в столкновении с мертвящей идеологией марксизма-ленинизма и догм соцреализма с уходящим авангардом и вечно живым художественным самовыражением.

Самый обширный отдел – конечно, литературный, ибо наша страна, под какими именами она бы ни бытовала в истории, до недавнего времени оставалась страной логосоцентричной. Раздел литературоведения включает в себя целый ряд публикаций: о Николае Клюеве и Николае Заболоцком, о «борьбе» Пастернака и «колючем веночке» Ахматовой, а поэзия фронтового поколения соседствует с возвращением имени репрессированного христианского поэта Александра Солодовникова.

Раздел прозы не мог обойти вниманием постижение духовного мира Шолохова и Платонова с их сложным сплавом христианского и языческого, тему подвижничества в творчестве Н. Островского и Фадеева, языковой микрокосм Бориса Шергина и «хаосмос» Владимира Набокова.

Последний неологизм, как и сам текст, создан составителем издания, и в нём Александр Казин анализирует этико-эстетическую составляющую русско-английского автора. «Хаосмос» Набокова, по мысли философа, – это словесное узорочье, которое служит Красоте, а за легко проницаемой границей добра и зла «для ума внимательного нет границы» и можно расслышать рыдания по утраченному раю.

Отдельный очерк посвящён «Мастеру и Маргарите», и его автор, доктор культурологии Ольга Сокурова, вносит в обширное «мастероведение» своё представление об этом мифосозидающем романе, слишком сложном для того, чтобы быть гениальным, но неотразимо обаятельном для читателя ХХ века, чьё обаяние может даже стать прелестью – в церковном смысле слова.

Изобразительное искусство эпохи большого террора и великой войны отмечено несколькими очерками, в которых кратко говорится о судьбе русской иконописи на фоне «безбожных пятилеток», о крестьянской теме, об отражениях войны в зеркале искусства. Наконец, самый пространный и глубокий очерк исследователя христианских мотивов в искусстве ХХ века Анны Шаманьковой посвящён художественному творчеству времён оттепели. Особой бескомпромиссностью отличаются театроведческие воззрения одного из старейшин цеха Марка Николаевича Любомудрова. Он безжалостно препарирует «театр времён Сталина и Хрущёва» как выросший на обломках русской театральной традиции в эпоху превращения страны в политический концлагерь и существовавший в борьбе авангардного формотворчества и психологического реализма. Театр, который существовал под диктатом госидеологии и соцреалистических требований, но сумел стать живым творчеством «многосмысленного» спектакля и общественной трибуной.

 

Уходящая натура советской эпохи

Третий и четвёртый тома, объединённые одной обложкой, завершают современное осмысление уходящей натуры советской эпохи. Они посвящены позднесоветскому, «вегетарианскому», по выражению Ахматовой, периоду и той же теме – сохранению «драгоценного христианского ядра» отечественной культуры (А.Л. Казин). Которое по высшей милости не до конца было задавлено глыбами интернационал-коммунизма, подавлявшего любую свободную мысль и сами основы русской цивилизации. Темы по-прежнему охватывают основные виды искусств: здесь поэзия (знаковые имена – Бродский, Тарковский), проза – лагерная и историко-политическая, Шаламов и Солженицын, деревенщики с их драматическими путями-дорогами – Белов, Распутин, военные и городские скрещения дорог и судеб Леонова и Бондарева.

Изобразительные искусства представлены очерками Скоробогачевой и уже упомянутой Шаманьковой, они дают художественный образ России через значимую, хотя и спорную фигуру И. Глазунова и религиозные мотивы светской живописи. Раздел кино осмысляет сложнейшую фигуру А. Тарковского, а М.Н.  Любомудров продолжает своё беспощадное препарирование взлётов и падений отечественного театра.

Безусловно, эта монументальная коллективная монография останется на долгие годы крупнейшим источником знаний по русской культуре ХХ века – как она бытовала под серпом и молотом, под чуждым небосклоном, на тяжких, но бессмертных путях Святой Руси. Есть надежда, что исследование будет продолжено на новом витке жизни русской культуры – поверх барьеров истории, политики и идеологии.

Мария Фомина, кандидат искусствоведения, доцент, член Союза художников России

 

Тэги: Мария Фомина
Обсудить в группе Telegram

Мария Фомина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Утнасун

    08.05.2025
  • Пара строк, записанных в блокнот

    08.05.2025
  • C зонтиком против урагана

    08.05.2025
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS