Когда человек что-то недоговаривает, он ставит многоточие… И когда наши начинания остаются без последствий – происходит то же самое. О последнем я и хочу сказать, прочитав статью С. Истоминой в № 40 «ЛГ» об истории тургеневского музея в Буживале, под Парижем. Неполная эта история. Хотя и долгая. В своё время приходилось читать, что «быть во Франции музею И.С. Тургенева или не быть, решать не России, а самой Франции» (хотя вопрос о продлении аренды участка под музеем стоял ещё в 1997 г. во время переговоров Б. Ельцина и Ж. Ширака), что наши музеи «скептически» относятся к попыткам проявить внимание к Буживалю, что «музей Тургенева лишают французской прописки», что «возможно, спасение придёт с испанской стороны», и многое другое ещё пришлось читать.
Но время шло, и вот в 2000 году я как президент Ассоциации писателей «Европейский форум»» и председатель Международного литфонда при поддержке двух департаментов – МИД России и нашего представительства при ЮНЕСКО – предложил идею создания совместного с Францией «Тургеневского общества» на базе Буживаля. Директор музея, гражданин Франции А. Звигильский, получил заверения о сохранении статуса музея, мэр Сель-Сен-Клу г-н Оливье Делапарт снял свои претензии к Министерству культуры Франции и принял мои условия. Посетив Минкульт Франции совместно с представителем нашего посольства, я получил заверение, что министр, г-жа Катрин Тоска, предложит наш план и условия финансирования общества г-ну Швыдкому во время встречи в Каннах через две недели. В Москве уже прорабатывались подробности задуманных мастер-классов писателей, композиторов (В. Дашкевич), художников (М. Фаткулин).
Уже… Но многое у нас заканчивается на многоточии.
Деньги – половина на половину – оказались под силу французам, которые не пожалели их на сохранение памятника русской культуры. А русским было не до культуры. На днях по телевизору слушал захлёбывавшегося от радости ведущего: оказывается, каждая третья из самых роскошных яхт в мире принадлежит русскому. А потом нам показали, как красиво живут на Рублёвке. Меня виртуально провели по ландшафтным изыскам местных обитателей. И я страшно обрадовался, конечно. А потом вспомнил, что скоро закрывается «Пятёрочка» – магазин для таких, как я, инженеров человеческих душ. И я не досмотрел картин сладкой жизни.
Закончим и тут на многоточии…