Владимир Нежданов. Небо в открытом окне. – М.: Вече, 2014. – 512 с. – 500 экз.
С Владимиром Неждановым мы из одного литературного поколения и без малого сорок лет назад вместе вступили в загадочные пределы Великого Лабиринта Поэзии. Почему лабиринта? Да потому что никогда не знаешь, куда, на какую глубину или высоту, уведут тебя извилистые ходы поэтического озарения. Начав питомцем экспериментальной ветви отечественного стихотворчества, молившегося на метафору, автор книги, которую вы держите в руках, пришёл в зрелости к высокой духовной поэзии. Вероятно, к этому его подвигло священническое поприще. А возможно, напротив, свет горней поэзии и привёл Владимира Нежданова в храм, сделав православным пастырем. И я с замирающим сердцем читаю ныне его строки, такие, например:
Исповедуйтесь детям своим
И прощенья просите у них,
Может быть, только этим одним
Вы спасёте себя и родных…
Иногда простодушно считают, будто стихи религиозного автора лишены поэтического конфликта, благостны, умиротворены обретённой благой вестью. Нет, напротив, искренне верующий поэт требовательнее к себе, строже к уклонениям сердца, а столкновение добра и зла, веры и безверья, высокого и низкого в его душе происходит острее, катастрофичнее, высекая порой чистое пламя мучительно высокой поэзии:
Ослаби, остави, прости
Мои прегрешения, Боже!
Душа моя сбилась с пути,
Она заблудилась, похоже.
Она уж не помнит себя –
Так жизнью земною забылась,
Живёт, никого не любя,
И в плоть мою в страхе забилась.
Забыла, какою была,
Когда только жить начинала,
Когда-то на свете жила
И даже об этом не знала!..
И сегодня друг моей литературной молодости – отец Владимир Нежданов (Котов) обращается к взыскующим душам не только с амвона храма Всемилостивого Спаса в Солнечногорске, но и с высот русской поэзии.