17 октября в Большом зале Консерватории Московский государственный академический камерный хор открывает юбилейный абонемент программой «О времени и о себе», посвящённой 80-летию его художественного руководителя и главного дирижёра Владимира МИНИНА. В программе вечера – Месса до мажор Людвига ван Бетховена и «Аmao оmi» («Война бессмысленна») Гии Канчели.
Свою трудовую деятельность Владимир Минин начал в 1949 году в Госхоре СССР. И с того времени, где бы он ни трудился – в качестве худрука и главного дирижёра Ансамбля песни и пляски Северной группы войск в Польше, Заслуженной капеллы Молдавской ССР «Дойна» или Ленинградской государственной академической капеллы имени Глинки, заведующим кафедрой хорового дирижирования Новосибирской консерватории или Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, ректором которого он стал впоследствии, наконец в Московском камерном хоре, – главным оставалось приумножение и обогащение огромного наследия русской хоровой музыки своим высочайшим дирижёрским мастерством, абсолютным художественным вкусом и невероятной работоспособностью.
Создание Московского камерного хора в 1972 году стало не только заметным явлением в творческой биографии В.Н. Минина, но и событием музыкальной культуры всей страны. Именно в интерпретации Хора Минина возродились на мировом исполнительском уровне запрещённые ранее духовные произведения русских композиторов – Чеснокова, Гречанинова, Струмского, Рахманинова, Чайковского, Танеева… Но главный акцент в своём хоровом творчестве маэстро делает на современность: «Это относится и к репертуару, и к манере моего общения с хором, и хора со слушателями, и к отбору средств выразительности. Именно акцент на современность помог хору жить столь долго, сохраняя своё творческое лицо и интерес у слушателей во всём мире». Два года назад Московский камерный хор осуществил российскую премьеру «Amao omi» Гии Канчели, с тех пор это произведение вошло в его постоянный репертуар.
«Создавая Московский камерный хор, я стремился противостоять сложившемуся в советском сознании понятию о хоре как о массе серостей, бездарностей, доказать, что хор – это высочайшее искусство, а не массовое пение. Ведь по большому счёту задача хорового искусства – духовное совершенствование личности, эмоциональный и искренний разговор со слушателем. Функция этого жанра, именно жанра, – это катарсис слушателя… И эта функция не зависит ни от времени, ни от общественной формации, ни от президентов. Важнейшее назначение хора – говорить о проблемах национальных, философских, государственных», – считает Владимир Минин.
В первом концерте юбилейного абонемента вместе с хором принимают участие Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и солисты Татьяна КУИНДЖИ (сопрано), Ирина ДОЛЖЕНКО (меццо-сопрано), Борислав МОЛЧАНОВ (тенор), Дмитрий БЕЛОСЕЛЬСКИЙ (бас).