13-го мая на сцене театра «Маска» (МДМ) вновь пройдет полюбившийся зрителям необычный спектакль, основанный на стихах и музыке узников Терезинского гетто. Он признан лучшим музыкальным спектаклем России на фестивале «Музыкальное сердце театра» 2022 года, а также вошел в лонг-лист фестиваля «Золотая Маска». Его поставила Нина Чусова - главный режиссёр Екатеринбургского академического театра музыкальной комедии, лауреат премии «Свеча памяти» Российского еврейского конгресса. По её словам, эта работа — огромная ответственность перед теми, кто выжил и тем более перед теми, кто не пережил Холокост: «Создавать этот спектакль психологически было очень тяжело, не помню, сколько мы тогда пролили слез...» - говорит она. Зато шлягер и лейтмотив «Кабаре Терезин» - весьма оптимистичный и жизнеутверждающий: «Обнимитесь друзья, нам без юмора нельзя. На обломках гетто мы восславим жизнь!»
***
По сюжету в Терезиенштадт прибывает новая семья: Ильзе Вебер — известная писательница из Праги с мужем и сыном. Второго сына им удалось отправить к родственникам в Швецию, а Томаш приехал с мамой и папой. В гетто они встречаются с Карелом Швенком и его партнершей по кабаре Ханной, постепенно привыкая ко всем трудностям заключения: страху, голоду, холоду, скученности, суровому распорядку. Вопреки и назло всем этим страшным обстоятельствам, «новички» начинают выступать на подмостках «Кабаре Терезин». Вместе с семьей писательницы, в гетто приезжает неунывающий, веселый старик Мендель, которого мы запоминаем по его слогану: «Лучше умереть от смеха, чем от страха». Вместе, заключенные отправляются на работу и на редкие, но яркие праздники, что создает у них хрупкое ощущение, что жизнь худо-бедно налаживается.
Происходящее на сцене не имеет четкой сюжетной линии, представляя из себя скорее набор эпизодов и различных событий. И пусть «Кабаре» — больше западный жанр, спектакль пользуется неизменной популярностью в России, может потому, что все роли в нем исполняют очень честные артисты, полностью выкладывающиеся на сцене: Валерия Ланская, Мария Биорк, Денис Котельников, Иван Новоселов, Антон Эльдаров, Константин Соколов.
Каждый из них – по-своему оригинален и выразителен, ничуть не оттеняя профессиональных достоинств друг друга, а наоборот – удачно проявляя на фоне своих коллег – свои самые лучшие актерские качества, что как раз наиболее заметно гостям вечера в их совместной, командной деятельности. Однако, все-таки хочу отметить потрясающее исполнительское искусство и особое изящество, грациозность двух, особенно запомнившихся актрис – Валерии Ланской (писательница Ильзе Вебер) и Марии Биорк (Ханны).
Если говорить об истории создания этого музыкально-драматического произведения, то она следующая: пианист и композитор Сергей Дрезнин последние 25 лет по крупицам собирал материалы о гетто и концлагере в Терезиенштадте: архивные материалы, музыку, стихи, с которыми там выступали артисты и даже детские рисунки. Игорь Писарский перевел все обнаруженные тексты на русский, а продюсером «Кабаре Терезин» стал Михаил Шейнин. В этом творческом тандеме и родился этот интересный театральный проект, повествующий о мировой трагедии с присущим нашему народу, национальным юмором: «Руки сложим мы в молитве — вот спасибо, дядя Гитлер», «Надоело от соседей прятать желтую звезду? / Мы же звезды носим смело, / Приезжайте — здесь вас ждут!» Удивительно, но авторы этих архивных куплетов, которые мы слышим со сцены, настоящие поэты-заключённые Терезиенштадта: та самая Ильзе Вебер, Лео Штраус, Карел Швенк, Теодор Отто Бер, Ганс Хофер, Вальтер Линденбаум, Рудольф Ледерер.
Известно, что одной из задач Терезиенштадта была пропаганда, представлявшая так называемое «гетто для пожилых» в качестве образцового лагеря. С 1942 года, после Ванзейской конференции, нацисты стали массово депортировать сюда пожилых евреев с территорий Германии и оккупированных европейских стран. Именно это гетто отличалось высочайшим образовательным и профессиональным уровнем заключённых, среди которых действительно насчитывалось немало учёных, литераторов, музыкантов, политиков с международной известностью, там ежедневно устраивались спектакли, выпускались журналы, проводились выставки, лекции, одним словом - велась активная культурная жизнь. А вот случаев организованного сопротивления в Терезине выявлено не было, имели место лишь единичные побеги.
За почти четырёхлетний период существования Терезинского гетто его узники сумели оставить после себя многочисленные дневники, записки, рисунки. И поэтому, сегодня, мы можем изучить и переосмыслить все, происходившее в нем. А благодаря "забытому" голосу, сохранившемуся в песнях и найденных записях Ильзы Вебер, убитой в лагере Аушвиц – Биркенау с сыном Томашем, вспоминаем о трагической потере молодых, талантливых людей, у которых впереди была целая жизнь, размышляем о ценности, значимости и важности творчества, как формы духовного сопротивления перед лицом человеческих страданий и порока.
Один из немногих выживших в Терезине и Аушвице, австрийский психолог Виктор Франкл рассказывал, что лишь некоторым узникам удалось сохранить человечность, но эти некоторые подавали пример другим, что вызывало цепную реакцию. Другой заключенный Эммануэль Герман отмечал, что культурная составляющая в гетто оставалась единственным явлением, возвращающим обреченным хоть какую-то надежду на лучшее: «Когда после тяжёлого рабочего дня я слушал Баха - снова становился человеком. То же и с лекциями, где каждый день можно было получить что-то новое».
Скептики и критики могут возразить, что данная проблематика спектакля интересна лишь тем, чьих предков коснулись Холокост и гонения на евреев того времени, но уверяю, что это совсем не так. Великая Отечественная и Вторая мировая война, нацистская оккупация, Катастрофа – это глобальные, общемировые темы, затрагивающие самые многочисленные народы и страны. Недаром спектакль побывал с гастролями во многих уголках России, и уже не первый год, с триумфом идет в Москве, всегда собирая полные залы абсолютно разных зрителей, оставляя в их душе глубочайший след. А главное, после его просмотра - ты больше уже никогда не будешь прежним. «Кабаре Терезин» можно смело назвать гимном жизни, гимном силе человеческого духа и способности выживать даже в самых страшных, тяжелых условиях. Его тема отчётливо перекликается с фильмом Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» 1997-го года, который тоже рассказывает зрителям о временах нацизма и Холокоста — с юмором. Рекомендую!
Создатели спектакля «Кабаре Терезин» выражают особую благодарность Виктору Вексельбергу, члену бюро президиума РЕКа, семья отца которого погибла в гетто, а также Евгению Белову — члену президиума НО БФ РЕК. Именно они помогли поставить все задуманное на большой сцене.