ТЕЛЕ ДИСПУТ
Интервью с телережиссёром Андреем Столяровым: «Лицензия – это стыдно», вышедшее недавно на полосе Телеведение, вызвало бурное обсуждение на форуме «ЛГ». Публикуем наиболее характерные мнения, которые свидетельствуют об уровне понимания нашими читателями проблем «голубого экрана».
Владислав: Советское телевидение было качественно выше западного, хоть и контролировалось цензурой. Рыночная экономика ориентирована на массовое потребление «продукта», защищённого авторскими правами и лицензиями; продукт рекламируется по принципу: подходи и давай покупай, не зевай! Производителю нужен массовый покупатель-дебил, и делается всё, чтобы оболванить потребителя, сделать из него робота-приобретателя.
Хабаровчанин: Вообще-то покупка лицензионных программ – это и есть цензура. Если говорить о цензуре в СМИ вообще – она была всегда и только ужесточается! В очень демократическую и свободную газету «Известия» несколько лет назад, помню, читатель прислал вопрос: «Вот вы всё публикуете материалы в поддержку рынка, а неужели вам не пишут читатели в защиту социализма?» Ответ был обескураживающим: «Конечно, пишут, но эти идеи настолько устарели, что нет смысла их публиковать!» Это не цензура?
А помните, как-то на телевидении был поднят шум по поводу неблаговидных поступков вице-президента США? Госдеп отреагировал – эти публикации подрывают авторитет США. Никаких угроз и запретов, но все вдруг, даже «самые свободные», резко замолчали тему. Или во время наводнения в Нью-Орлеане – как только стали писать о тысячах погибших, о бессилии властей – вдруг пауза, и опять, когда вернулись к теме, – уже всё хорошо. И таких случаев множество, даже если говорить о мировой прессе, а не о нашей.
И стали до того свободными,
Какими видим их сегодня мы,
Свободными до умиления
И их самих, и населения!
(Самед Вургун)
Мочилов: С 1990 года либералы ввели на подконтрольном им ТВ жесточайшую цензуру на порядочность, честность и созидательность. Что мы сегодня видим по центральному ТВ в наиболее «смотрибельное» время? Только пошлятину, опаскуживание, тупую подражаловку, аншлаговый гогот, романтизацию уголовщины, бездарные западные и мыльные или глумливые россиянские фильмусы и подрихтованные телеведущими-либералами политические ток-шоу. Со смертью Сенкевича исчез даже «Клуб кинопутешествий». Его сменили бойкие мельтешащие киновертушки вроде «Вокруг света», в которых никогда не увидишь ни одного сюжета, снятого с любовью к красоте России и неподражаемости её регионов.
Андриан: Молодец Столяров! ТВ – это квинтэссенция проблем всего нашего общества. Средоточие всей мерзости, которая присуща нашей нынешней жизни. Ладно бы себя травили. А они весь свой смрад транслируют на нас, на наших детей. Первое – что надо сделать для лечения нашей страны – собрать всю эту телевизионную шушеру и публично высечь на Красной площади. А потом эту площадь помыть. С мылом.
Владимир Вольвач: «Махровая самодеятельность» оккупировала не только наше телевидение, но и всю печатную прессу. Понимаю Столярова – он хотел бы, чтобы на телевидении занимались искусством. Но, увы, те, кто этим телевидением владеет, считают, что они должны зарабатывать деньги. А значит, всё по принципу экономической целесообразности – чем меньше себестоимость, тем выше прибыль. А что мыслящих людей давно уже тошнит от одного вида экрана, что сформировалось уже довольно расхожее убеждение, что настоящему интеллигенту стыдно иметь дома телевизор, так же неприлично, как пройтись по улице с раскрытым порнографическим журналом в руках, – какое всё это имеет значение, если за это платят немногим меньше, чем за продажу наркотиков?
Валерий: Не о том речь ведут в статье. Не о том. Какая-то мышиная возня. «Стыдно за то, стыдно за это...». Нельзя так. Что-то человек не договаривает. Уж очень зациклен он на своей стыдливости. Нельзя так примитивно паразитировать на нашем недовольстве телеэкраном. Если ты столько лет крутишься на этой кухне, так и говори по существу, покажи нам подноготную всего этого телевизионного безобразия, а не бравируй своим чистоплюйством.
Мочилов: Чего хорошего в исключительной самоизоляции? Нельзя всю жизнь прожить в землянке. Телевидение – это инструмент, который сегодня используется у нас не во благо и созидание, а во зло и разрушение. А надо добиваться, чтобы ситуация с ТВ стала иной и оно работало на улучшение.
Кадры надо менять, и от приросших к ТВ извращенцев избавляться.
Алеко: Качества программ не улучшить без возвращения к принципу коллективного творчества – когда к созданию программы или фильма привлекались «широкие слои общества». Пока не возродим худсоветы – будем сидеть в дерьме по уши.
Мать Иоанна: Обрадовала весенним ветром статья. Из всех газет я выписываю «Литературную» именно из-за того, что в ней представлены различные взгляды, чего не скажешь о тех, от которых пришлось отказаться. Всё-таки эта статья порадовала принципиальной позицией. Неуставанием повторять, что не всё так грустно, и один в поле воин. Какой-то надеждой на консолидацию. Андрей, возьмите меня в команду. Помните, как Бодров говорил: «Всё только начинается...» Энергию мыслей в энергию действия.