Марксизм и кинематограф: Ликбез-пособие / Перевод с англ. Сергея Решетина. – [Б. м.] Свободное марксистское издательство, [б. г.]. – 36 с. – (Тираж не указан.)
С формальной точки зрения у нас в руках не вполне книга: в тонюсенькой брошюрке in-quarto отсутствует обязательный для всякого изделия продукции 13-цифровой код ISBN – международный стандартный книжный номер. Впрочем, довольно того, что мы приобрели это в магазине, торгующем печатной продукцией (кстати, уместно будет озвучить и цену – 48 руб.); стоит ли требовать от леворадикальных активистов неукоснительного следования всем установлениям глобалистского мира?.. Тем более что люди из существующего уже четвёртый год «Свободного марксистского издательства» вовсе не подпольщики и нелегалы. А в числе выпускаемых ими авторов – причём иногда выпускаемых с соблюдением всех необходимых издательских правил – не только обязательные Герберт Маркузе со Славоем Жижеком, но и художник-аукционист Александр Бренер и поэты – участники Великой Отечественной (любопытнейшая стихотворная антология «Трамвай идёт на фронт», кажется, впервые объединила под одной обложкой как официальных советских, так и неподцензурных, не публиковавшихся в СССР авторов, прошедших войну).
К «важнейшему из искусств» у издателей-марксистов, естественно, особое внимание. Текст профессора одного из американских университетов Кристофера Шарретта появился вослед вышедшим ранее книгам Пазолини и сборнику, посвящённому «маоистскому» периоду Годара и основанной им после событий 1968 года боевой киногруппе «Дзига Вертов». Ликбез-пособие ёмко подытоживает вековой путь десятой музы в векторе не столько даже революционно-политическом, сколько социально-критической и антибуржуазной направленности. А здесь, пока кино не стало бизнесом или, если выражаться точнее, в первую очередь бизнесом, было сделано немало яркого и пылкого, начиная с взывающей «к идеалам милосердия и… равенства» прославленной «Нетерпимости» хоть бы даже и «консерватора» Дэвида Уорка Гриффита и чаплинских лент, имевших, по мнению автора, «отчётливую антиавторитарную и социалистическую направленность».
Луис Бунюэль, Жан Ренуар, Макс Офюльс, Лукино Висконти, Бернардо Бертолуччи, Константин Коста-Гаврас – все они, как следует из труда Шарретта (красноречивым штрихом к портрету которого является факт его многолетних исследований убийств братьев Кеннеди и Мартина Лютера Кинга), внесли свой заметный вклад в дело борьбы и обличения буржуазной цивилизации. Только вот последняя, заметим мы, от всех этих высокохудожественных атак не очень-то пострадала и, более того, произвела масштабнейшую контроперацию, по сути, практически полностью подмяв под себя сегодня мировой кинематограф как сферу деятельности.
Кино, противостоящее новому порядку, «постепенно пришло в упадок» – к такому неутешительному выводу приводит нас в финале ликбез-пособие, хотя справедливости ради отмечает, что «критика политического, экономического и социального порядка, зачастую ограниченная и компромиссная», всё же имеет место быть на экранах нового столетия. Это, понятно, у них. Современной ситуации в России профессор не касается, вероятно, по причине невладения информацией. А зря. Ведь, несмотря на общую запущенность отрасли, хотя, возможно, наоборот, благодаря ей, у нас сегодня как раз таки имеется небольшая когорта «людей с киноаппаратом», пускай и не находящихся по примеру своих великих предшественников в «авангарде мирового кинематографа», но зато уж точно наследующих воспетым профессором Кулешову, Эйзенштейну и Дзиге Вертову по части бросания вызова «буржуазному реализму».