88-летний режиссёр-ветеран, двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» Канн обратился к своему излюбленному жанру социальной драмы. Однако ни глубины раскрытия образов, ни остроты сюжетных линий в картине нет, на выходе получилась скучная политическая агитка.
Лоуч обратился к актуальной и весьма болезненной теме миграции. Насколько она актуальна, подтвердили недавние события в Лондоне и других городах Британии. Однако история, рассказанная в фильме, вышла однобокой: беженцы с Ближнего Востока показаны добрыми и кроткими, местные жители – озлобленными и нетерпимыми. Только владелец паба «Старый дуб», отзывчивый добряк Ти Джей Баллантайн (Дэйв Тернер), готов безвозмездно им помогать. Он сразу проникается тёплыми дружескими чувствами к сирийской девушке Яре (Эбла Мари), они и становятся главными героями картины.
Можно только приветствовать, что с экрана «сеют разумное, доброе, вечное» о гуманизме, помощи обездоленным, поиске взаимопонимания между людьми разных национальностей и культур, но при условии, что это сделано талантливо и достоверно. Ходульное деление на хороших беженцев и плохих местных неизбежно упрощает сюжет.
В захолустный городок Дарем на северо-востоке Англии привезли группу сирийских беженцев. Бывший когда-то одним из центров угольной промышленности, Дарем пришёл в упадок, дома заброшены, многие жители уехали в поисках лучшей жизни. Пустующие дома отдали сирийцам. Потомки шахтёров их враждебно встречают. Они справедливо задаются вопросами: что будут делать мигранты в городе, где нет работы, как их дети будут учиться в школе, не зная языка? Из всей группы прибывших только Яра владеет английским языком. Раздражение вызывает безразличие властей к нуждам коренных жителей, которых даже не предупредили о прибытии мигрантов. Ти Джей содержит паб, экономя на всём, потому что его обшарпанный «Старый дуб» – место сбора друзей и единомышленников. Старожилы за кружками пива тревожатся: кончилось их спокойное житьё, мигранты построят мечети и установят свои порядки.
По предложению Яры Ти Джей организует в пабе благотворительную столовую под лозунгом «Еда объединяет». Сирийские женщины готовят национальные блюда, чему рады местные дети – раз в неделю они смогут сытно поесть. Но из-за дружбы с беженцами Ти Джей теряет старых друзей. Однако Яра находит общий язык с местными женщинами, устраивает фотовыставку. Она приглашает Ти Джея в гости, знакомит с мамой, братьями и сёстрами, рассказывает историю своего отца. В этих эпизодах Кен Лоуч активно включает идеологию. Яра со слезами на глазах повествует о «кровавом режиме Асада», который бомбит больницы и школы, бросает в застенки людей, борющихся мирными методами за демократию в Сирии. Жертвой пал отец Яры, убитый «кровавым режимом». И здесь возникает вопрос: это же типичная западная пропаганда, а нам-то зачем такой фильм?
Сообщение о гибели отца Яры «в застенках Асада» примиряет жителей городка с беженцами, и вот уже с цветами и свечами они идут к её дому со словами поддержки, присоединяются даже недовольные завсегдатаи паба. Фильм завершается пафосным шествием жителей Дарема и сирийцев, которые в едином порыве с просветлёнными лицами идут по главной улице города. Во главе колонны Яра и Ти Джей, который несёт вытканный сирийскими женщинами большой ковёр с изображением дуба как символа единения. Даже те проблемы, которые контурно обозначены в фильме, не избавили его от излишней идеализации и политической патетики. В результате сюжет предсказуемый, а финал слащавый и фальшивый.
Людмила Смирнова