Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Как европейское поставить в ряд с национальным

01 января 2007

КИНО

На экраны вышел новый фильм Александра Рогожкина «Игра»

У Александра Рогожкина есть как минимум две замечательные способности. А именно: быть переменчиво-непредсказуемым и уметь откликаться на запросы времени. Наглядно демонстрировал он их не однажды: «Караулом» и «Чекистом» в перестроечную эпоху, всяческого рода «Особенностями…» – во второй половине 90-х, «Кукушкой» – в начале нового тысячелетия, наконец, пару лет назад своей предпоследней картиной «Перегон». 

С нынешней «народной комедией» (а это «официальное», согласно пресс-релизу, обозначение жанра фильма «Игра») видный режиссёр и сценарист на первый взгляд также, что называется, умело «попал в масть». И не самой сюжетно-тематической привязкой к злобе дня. В конце концов в том, что лента, демонстрирующая нам футбольную сборную страны в финале гипотетического чемпионата мира по футболу, выходит аккурат в преддверии стартующего в ближайшую субботу очередного европейского первенства, где у наших впервые за долгие годы есть, кажется, действительно неплохие шансы, – в такого рода слегка прямолинейной актуальности заслуга, главным образом, не автора, а заказчика (позиция, на которой несколько неожиданным образом сыграл Российский футбольный союз). 

Нет, тут всё вышло в итоге куда более тонко и даже не без налёта мистического дара художника-провидца. Ну кто, какой РФС мог предположить, что «Игра», призванная пробуждать мягким беззлобным юмором высокие патриотические чувства, социальный оптимизм и веру в собственные силы, появится на экранах в том самом месяце мае, что стал для нас торжествующе-победным?! Когда мы ещё не успевали должным образом пережить, вкусить плодов одного национального триумфа, как нужно уже было начинать праздновать следующую. Баскетбол, футбол, хоккей, Билан… 

По нашему глубокому убеждению, успехи эти, мягко говоря, разного достоинства, однако кому по большому счёту они интересны в ситуации сущего квасного угара, уже не желающего во всенарастающем возбуждении различать ни качества, ни средства, ни смыслы, ни последствия. И когда герой «Евровидения» ничтоже сумняшеся заявляет на пресс-конференции: «Мы продолжили серию красивых побед, которые идут одна за другой», то он не столько демонстрирует свой личный уровень скромности, сколько озвучивает моментально сформировавшееся общественное ликование. Которому нет никакого дела до некорректности уравнивания декалитров пота, пролитых за много лет тренировок, и некоторой, не лишённой находчивости продюсерской идеи, помноженной на немереное количество вбуханных бабок (без денег оно, конечно, и в современном футболе – никуда, но там, как ни крути, только за счёт них одних победу не вырвешь). 

Несмотря на её содержание, картину «Игра» хочется рассматривать не в контексте нынешних спортивных достижений, а в прямом сопоставлении с успехом иного рода. Поскольку речь в данном случае не идёт ни о подлинной страсти, ни об отчаянных порывах, ни о «мужской работе», ни о неподдельном эмоциональном накале. А лишь об известного рода хитроумии, о технологиях, приспособлениях и примочках (недаром, наверное, в ленте, формально посвящённой футболу, футбола как такового почти нет, он оказывается почти погребён под толстым слоем «шуток юмора» и разных прочих забавных финтифлюшек). 

Кто бы спорил, должны быть и такие ленты. И уж тем более не отвечают ни лента, ни её автор за то, что благодаря заказчикам и расположению звёзд «Игра» выступила в качестве некоей временной рифмы к финалу конкурса «Евровидения» и, таким образом, слишком уж явно подчеркнула свою родовую принадлежность к масскультовой бессмыслице. В конце концов её можно с лёгкостью посмотреть и забыть (в отличие от темы Билана-победителя, которую нам теперь будут в уши вливать целый год, до следующего конкурса включительно). 

Единственное, что применительно к ленте Рогожкина по-настоящему волнует, так это родившаяся в чьей-то светлой голове идея спец-вип-премьеры для участников сборной России по футболу, состоявшейся незадолго до её отлёта в Австрию. С учётом всех вышеназванных способностей и склонности к мистическим прозрениям мы бы это делать поостереглись. А ну как сыграют злую шутку с нашими ребятами инициалы+фамилия главного героя картины… 

Отдел «ИСКУССТВО»

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS