Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 июня 2024 г.
  4. № 25 (6939) (26.06.2024)
Телеведение Литературный резерв

Как европейцы Японию открывали

«Сёгун» – один из главных сериалов первой половины 2024 года

27 июня 2024
Кадр из сериала «Сёгун»

Экранизация одноимённого бестселлера Джеймса Клавелла погружает зрителя в чуждый ему мир средневековой Японии. Английский штурман Джон (Космо Джарвис), оказавшийся там в преддверии междоусобной войны регентов, попадает под протекцию лорда (как его именуют в фильме) Еси Торанаги (Хироюки Санада), который собирается воспользоваться прибытием иноземца в своих интересах. В то же время появление моряка-протестанта вызывает тревогу у португальцев-иезуитов…

Относительно предыдущей экранизации романа Клавелла с Ричардом Чемберленом в главной роли у нового «Сёгуна» сменилась оптика истории. Несмотря на то что Джон формально остаётся главным героем, с которым должен себя ассоциировать зритель, новая версия всё же меняет сюжетный фокус, куда больше в сравнении с предыдущей уделяя внимание японцам – Торанаги, Ёбусиге (Таданобу Асано) и переводчице Марико (Анна Саваи). Отметая киплинговское «бремя белого человека в отсталой стране», «Сёгун» не только демонстрирует трепетное обращение с японской историей, но и намеренно уходит от поверхностных стереотипов. Отдельно замечу, что все актёры именно этнические японцы, а не как это обычно бывает в Голливуде: тайцы, корейцы, китайцы и кого вообще сумели отыскать. Аутентичный облик Страны восходящего солнца – также заслуга команды исторических и этнографических консультантов, работавших над проектом под началом исполнителя роли лорда Еси и по совместительству продюсера сериала. Интересно, что для Хироюки Санада это уже третье произведение, повествующее о злоключениях европейцев в Японии. Предыдущими были «47 ронинов» и «Последний самурай».

Вместе со смещением оптики истории усилилась и эмоциональность заложенного в неё послания. Романтизированный образ «белого спасителя» как эдакого Прометея, дарующего огонь, развенчан в пользу объективной оценки роли европейской колонизации. То же христианское миссионерство выступало прежде всего мягкой силой для укрепления торговых связей – на этом сериал особенно заостряет внимание, показывая, насколько глубоко те же католики обосновались в правящих кругах Японии и какие выгоды отдельные чиновники, включая двух регентов из совета, получают от этого.

Сама же Япония показана самобытной и экзотической, но никак не дикарской. Напротив, именно японцы в сериале чаще всего называют своих заокеанских партнёров варварами, так как их собственные моральные кодексы, представления о ценности жизни, долге и подчинении разительно отличаются от тех, что у иноземцев. Поначалу для Джона, приземлённого авантюриста и в то же время христианина, обычай сэппуку (оно же харакири) кажется проявлением отсталости, но уже ближе к финалу он и сам готов совершить его в защиту своих идеалов. Но при всём том, что сериал затрагивает столкновение европейских и восточных культур и менталитетов, он не показывает всех японцев одномерными, будто все они поголовно хотят лишить себя жизни вслед за своим господином, – хватает и предателей, и лицемеров, и политических интриганов. А наблюдать за местной борьбой за трон не менее интересно, чем в «Игре престолов». Противоборствующие стороны строят долгосрочные планы, в которых даже вчерашняя вражда может резко обратиться неожиданным для зрителя союзом.

Наконец, «Сёгун» – просто визуально прекрасное творение! И хотя съёмки по большей части проходили в Канаде, шоураннерам удалось стилистически передать Японию, которую изображали в своих фильмах Акира Куросава и авторы графических романов о самураях. А вкупе с захватывающим сюжетом и превосходной динамикой истории мы получаем один из лучших исторических эпосов последних лет.


Тэги: Премьера Сериал
Обсудить в группе Telegram

Никита Маргаев

Родился в 2003 году в Москве. Студент кафедры ж... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Союз без любви

    16.04.2025
  • Чисто английское убийство?

    09.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ядерный срыв

    26.03.2025
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • По законам гибридного времени

    127 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS