Читатели этой рубрики уже знакомы в общих чертах со старинной Поварской улицей российской столицы и окрестными её переулками – местностью, весьма богатой на памятники зодчества различных эпох. Продолжим же наши прогулки по этому старинному району Москвы.
Если от современного начала улицы (у церкви Симеона Столпника) мы пойдём по левой её стороне, то буквально через несколько десятков метров увидим одноэтажный особняк в очень выразительном стиле эклектики, над фасадом которого реет государственный флаг Республики Кипр. Да, теперь тут размещено посольство этого островного государства, а вот надпись на мемориальной доске сообщает, что перед нами городская усадьба А.А. Казакова – Е.Д. Дункер, период оформления всего ансамбля растянулся почти на полтора века и руку к строительству приложили сразу несколько человек.
Судя по Переписным книгам середины XVIII века, до 1735 года здешним участком (включая современный №9) владела вдова стольника А.А. Грекова, затем род князей Хованских. Планировочная структура усадьбы – с ориентацией на Поварскую – начинает складываться в 1790-х, при новом хозяине, майоре А.А. Казакове, который занялся коренной её реконструкцией. Тогда по красной линии улицы был поставлен деревянный главный дом, а по сторонам двора – пара деревянных флигелей. А там, где существовали более ранние постройки, разбили сад.
В дальнейшем усадьба много раз переходила из рук в руки: майор С.Ф. Щукин, генерал-лейтенант И.В. Чертков, титулярный советник В.П. Василинин. Именно при последнем огромная усадьба была разделена на три самостоятельных участка, и владение №9 существует в нынешних границах. Когда же в 1892 году усадьбу приобрела Елизавета Дмитриевна Дункер, урождённая Боткина, здесь наступил золотой период перестройки главного дома и флигелей.
Сначала по проекту известного московского зодчего И.С. Кузнецова была добавлена восточная часть, предназначенная для парадного вестибюля с лестницей и кабинета, и интерьерное оформление здесь целиком выдержано в стиле неоренессанса. Супруги Дункер также предполагали украсить лестничное пространство, потолки и стены парадных залов декоративными панно, опять же «по мотивам» Ренессанса. Однако исполненные по их заказу Михаилом Врубелем триптих «Суд Париса» и панно «Испания» и «Венеция» были по какой-то причине отвергнуты и в особняк попали только потолочные панно с изображением цветов.
Муж Е.Д. Дункер, Константин Густавович, по образованию был гражданским инженером, в строительстве разбирался и потому в 1898 году сам составил чертежи по переоборудованию задней части дома, где появились парадная двусветная Т-образная в плане столовая и ряд жилых помещений.
Наконец, ещё одни значительные переделки были предприняты по инициативе купца Е.Ш. Цейтлина, владевшего особняком в предреволюционные годы. Он тоже обожал искусство итальянского Возрождения и заказал много работавшему в Белокаменной А.А. Зелигсону, архитектору польского происхождения, проект гостиной с зимним садом и пристройку ещё нескольких жилых комнат в дворовых ризалитах. Гостиная стала в итоге одной из красивейших частей дома. Потолок зимнего сада (по документам – «зимней галереи»), видимо, переделывался уже в советское время, скорее всего, здесь изначально был световой фонарь, связанный с большим полуциркульным окном в завершении главного фасада.
После 1917 года особняк оказался, естественно, национализированным, и его занял Центральный исправительно-трудовой отдел (ЦИТО) при Наркомате просвещения.
Но время делало своё дело, и из-за протечек кровли центральная часть здания пришла в аварийное состояние. В помещениях, где работали служащие, обвалилась часть потолочной лепнины и угрожали падением врубелевские плафоны. Поэтому они были сняты и позже отправлены на родину художника, в Омский музей изобразительных искусств.
В 1950-е годы в здании разместилось посольство только-только обретшего независимость Судана. В дальнейшем (начало 2000-х годов) бывшая усадьба Казакова – Дункер перешла в распоряжение посольства Кипра, а перед тем здесь провели обширные реставрационные работы.
Необходимо отметить, что в здании сохранилась архитектурно-художественная отделка парадных и жилых интерьеров. Например, в вестибюле – великолепная мраморная лестница, полы из натурального камня, насыщенное декоративное убранство интерьеров, деревянный входной тамбур, исторические осветительные приборы и т.д. В кабинете мы можем увидеть уникальную деревянную отделку стен, потолков, а главным элементом является камин с деревянной отделкой. Стенные панели совмещены с книжными шкафами-этажерками и с порталами-наличниками дверей и колоссального окна. Сохранился тут и наборный паркет.
Столовая – помещение с необычайно эффектным деревянным кессонированным потолком, в верхней части стен раскрыты и отреставрированы декоративные росписи. Иной тип оформления даёт гостиная: изящная потолочная и настенная лепнина, навеянная мотивами знаменитых ватиканских лоджий Рафаэля, камин розового мрамора. А вот в зимнем саду комплекс лепной отделки включает настенные медальоны с античными персонажами.
Определённую историко-архитектурную ценность представляют и «сталинские» помещения (1950–1960-х годов) с их потолочными карнизами, розетками, красивым паркетом и одинаковыми дверями с массивными наличниками.
В минувшем году, по поручению ГлавУпДК при МИД России, в ведении которого находится особняк, был разработан проект реставрации фасадов, кровли и ограды с воротами. Проект получил положительное заключение Государственной историко-культурной экспертизы и согласован Департаментом культурного наследия г. Москвы, и в ближайшее время ГлавУпДК планирует провести в особняке ремонтно-реставрационные работы.
В частности, будут отреставрированы и докомпонованы утраченные элементы уникального штукатурно-гипсового декора: многочисленные скульптурные барельефы, маски, вазоны, растительные гирлянды.
Также на фасадах будут выполнены работы по реставрации рустованного цоколя, штукатурных плоскостей стен.
Запланирован ремонт и укрепление кирпичной кладки с биоцидной и противосолевой обработкой. Будет восстановлено колористическое решение фасадов начала XX века, исторические оконные и дверные заполнения – отреставрированы, повреждённые элементы переплётов – заменены на аналогичные.
Для приспособления к современному использованию и безопасного обслуживания кровли её покрытие позднее заменят, причём с воссозданием утраченных элементов (ограждения, дымники). Также будут устроены современные системы страховочных приспособлений. Ограду и ворота домовладения также предполагается, выполнив необходимый комплекс работ, привести в надлежащее состояние.
Денис Слизский, главный архитектор ГлавУпДК:
– Научно-проектным работам предшествовали тщательнейшие архитектурно-археологические обмеры, а также инженерные (на предмет определения состояния конструкций здания) и химико-технологические (для определения типов отделки и исторического цветового решения здания и ворот с оградой) исследования. Архитектура особняка представляет собой очень выразительный пример эклектики, сочетающей приёмы классицизма, барокко и рококо, и как хороший учебник истории архитектуры демонстрирует смену стилей и вкусов при достаточно высоком качестве исполнения для каждого из этих направлений.