Скоро исполнится пять лет, как началась гражданская, по своей сути, война на Донбассе. Украина, с молчаливого согласия западных стран, всячески пытается представить Россию агрессором, стороной и участником конфликта, а с интересами русскоязычных граждан по-прежнему не считается. Как разрешить кризис, кажется, не знает никто. Украина пытается его всячески обострить и затянуть. Минский же формат явно буксует. Время от времени предлагаются различные форматы и способы разрешения этой ситуации. Может, действительно нужно что-то делать иначе?
На мой взгляд, стоит присмотреться к опыту Швеции и Финляндии по разрешению кризиса столетней давности вокруг Аландских островов. Тогда, в 1918–1921 годах, армии Швеции и Финляндии держали друг друга на мушке, находясь в шаге от войны из-за островов. Каковы же были причины для раздрая соседей?
В 1917 году острова, где подавляющее большинство жителей говорило на шведском языке и придерживалось шведских традиций жизни, изъявили желание воссоединиться со Швецией, но Финляндия жёстко отказала, не желая терять свою территорию. Граждане островов продолжили борьбу, и уже в 1919 году провели референдум, на котором 95% участников поддержали идею отделения. Финляндии пришлось принимать ответные меры, в 1920 году она представила жителям островов «Закон об автономии». Закрепил автономное положение территории съезд Лиги Наций, который 24 июня 1921 года принял решение оставить архипелаг под контролем Финляндии с предоставлением статуса самой широкой автономии шведоязычному населению. В том же году ряд стран, среди которых Великобритания, Германия, Дания, Италия, Польша, Финляндия, Франция, Швеция, подписали в Женеве конвенцию о демилитаризации и нейтралитете островов.
И поныне можно смело говорить, что Аланды с того времени – это некое государство в государстве. Если не вдаваться в детали, то главное в том, что острова имеют максимальную автономию, на их территории по международному договору ликвидированы все военные сооружения, это демилитаризованная зона, жители архипелага освобождены от службы в армии. Финнам (с «большой земли») нельзя открыть на островах бизнес, купить собственность без постоянной регистрации и проживания на островах, там нет рекламы на финском языке. Любопытная деталь: действующий президент Финляндии Саули Ниинистё целый год после избрания не приезжал для выступления в местном парламенте лишь потому, что не знал в достаточной мере шведский язык, который является основным на Аландских островах. В школах и вузах финский, как и английский, – это иностранный язык. Кстати, в парламенте вывешен только национальный флаг Аландов, а финского нет.
Сто лет назад был создан впечатляющий формат разрешения территориальной проблемы и мирного урегулирования сложного межнационального конфликта. То есть наработан вековой опыт решения вопросов о праве на самоуправление, культуру, язык, территорию.
Не напоминает ли это сегодняшнюю ситуацию на Украине? На мой взгляд, во многих аспектах всё похоже, если вынести, конечно, за скобки Крым, который искони был русским. Но на других территориях соседней страны, прежде всего в Донецком и Луганском регионах, есть возможности применить аландский формат. Ведь если не работает Минский формат и нет желания применить Аландский с учётом местных условий, то на смену им могут прийти форматы Фолклендский или Панамский.
Олег Нилов,
депутат Госдумы РФ