У советских детей, свидетельствую о своих 1960–1970-х годах, было счастливое детство. Наполненное не только лучшими в мире мультфильмами, кино, песнями, но и изумительной литературой. Огромными тиражами расходились шедевры, которые и сегодня продолжают свою миссию любви, красоты, просвещения, связующую поколения и делающую нас единым народом.
В этом ряду и трилогия-притча про Незнайку русского прозаика, выпускника ВГИКа Николая Носова (1908–1976), между прочим, уроженца Киева. Писатель был, к слову, удостоен Сталинской премии III степени, Госпремии РСФСР им. Н.К. Крупской.
23 ноября – 115 лет со дня рождения «отца Незнайки». И почти шесть десятков лет от публикации романа-сказки «Незнайка на Луне», который, как мы теперь видим, оказался пророчеством и предостережением. Мы, советская детвора, читали его с восторгом, но вообразить не могли, сколь мощна гротескная правда носовского полотна. Носов развенчивал ценности общества абсолютизации прибыли и золотого тельца, представшие перед нами во всей «красе» потом, в новые времена, с распадом нашей огромной страны.
Носов исследовал капитализм в деталях, сатирически, но и понятно для ребёнка – автором вспомянуты и акционерные компании – по сути, финансовые пирамиды, и безработица, и продажные пресса с полицией, и алчность «акул капитализма», и склонность обывателя к жвачному существованию. Современный критик Клим Подкова подметил, как «коротышки целыми днями развлекаются, смотрят тупые фильмы, бездельничают, постепенно деградируя и превращаясь в обыкновенных баранов, которых капиталистам так удобно стричь! Не эту ли цель преследуют нынешние многочисленные ток-шоу, развлекательные передачи и вся нынешняя поп-культура, от которой нормального человека просто мутит?»
Красноречивы имена лунных коротышек. Господин Клопс, бандит Красавчик, мелкий предприниматель Жулио, крупнейший латифундист Спрутс, биржевые трейдеры Жмурик и Ханаконда, владелец макаронной фабрики Скуперфильд, богачи Тупс, Дубс, Жадинг и Скрягинс…
Писатель предвосхитил реальность, в которой мы оказались после 1991 года. Мы разобщились и стали создавать (каждый в своём закутке, отломившемся от большой страны) «лунную» модель, наивно уверовав, что вступаем в мир правильной жизни. Мы сами радостно заглотили искусительную наживку и посулы ушлых проходимцев, однако нас «развели», «ваучеризировали» и облапошили, присвоив чуть ли не все недра, которые должны бы принадлежать всему народу.
Верно замечание прозаика Платона Беседина: мы имеем дело с очень русской книгой, о великой борьбе за правду, которая в нашей традиции всегда понималась как истина и справедливость; за них-то и боролись герои книги.
Сергей Лукьяненко вспоминает: «Когда я в первом классе объяснял учительнице, во сколько раз сила тяжести на Луне меньше земной – это был Незнайка. Когда я популярно объяснял ей же, что такое акции и акционерные общества – это была заслуга Носова. Приключения, характеры, знания, мораль – всё было вложено в книгу, и так легко и органично, что ни одному ребёнку и в голову не приходило, что его не просто развлекают, его учат…»
Я любил перечитывать книги о Незнайке. Мне их, по мере выхода в свет, в конце 1960-х, от семи моих лет, дарила любимая тётушка Оля, совсем молодая мамина сестра. Это были два больших и толстых, прекрасно иллюстрированных тома. И мои дети прочли, уже в начале 1990-х, с огромным удовольствием. Верю и во внуков.
Пора нам всеми семьями перечитать «Незнайку на Луне». Актуально.