Сергей Белорусец – поэт, который сумел подружить арифметику и поэзию. В его книге «Весёлая аРИФМетика» разгадывать математические задачки с помощью забавных рифм удаётся легко и весёло. Вообще Белорусец жонглирует словами, как разноцветными шариками, и обычные слова на глазах превращаются в «волшебные», чудесные. Специалисту понятно: это и есть «игровые приёмы», слова-новоделы, английские рифмы, которые должны ребёнка не только развлечь, но и чему-то важному научить. Ребятам же «просто интересно» читать эти книги – и это главное.
– Почему авторы, пишущие для детей, так увлекаются «игровым» стилем?
– Очень важно показать ребёнку, что возможности слова безграничны. Им можно играть, как кубиком Рубика, оно каждый раз проявляет себя с новой стороны. Это всё равно, что разгадать шараду – вот перед тобой открывается неуловимый ритм стихо-творения, красота и выразительность слова, вот возникает ряд ассоциаций. И маленькому читателю приятно, что он понял смысл, увидел что-то необычное, приоткрыл тайну. Ну и, конечно, материал надо подавать с юмором, с эффектом неожиданности. В своё время я назвал некоторые свои стихи смехотворениями, думая, что это неологизм. Но, оказывается, такое слово бытовало в эпоху Ивана Грозного. Смехотворениями шуты развлекали почтеннейшую публику. Только в те времена это не обязательно были шутки рифмованные…
– Где вы черпаете вдохновение?
– Вдохновения я уже давно не жду. Его можно – при желании – брать из воздуха, – помогает самонастройка. Иногда к написанию смехотворения (да и просто стихотворения) подталкивает придуманное слово. И тогда этот неологизм рождает целую цепочку ассоциаций, в результате чего появляются стихи.
Играешь словами, «упаковываешь» их в стихотворение – и порой получается что-то чудесное. Адресовано оно может быть и школьнику, и дошкольнику, и кому-то взрослому, например, учителю. Как говорил Чуковский, произведения должны нравиться не только детям, но и их мамам, которые читают своим чадам детские книги. Чуковский известен нам в большой степени как детский автор. На самом же деле детские произведения составляют только одну треть первого тома его многотомного собрания сочинений. Он и литературовед, и переводчик, и мемуарист. Однако детские стихи запомнились людям больше.
– Видимо, не случайно ваш фестиваль носит имя Чуковского?
– Дело в том, что Чуковский – то имя, вокруг которого можно объединить многих талантливых людей. Фестиваль существует два года. Идея провести его пришла мне во время прогулки в Переделкине, где находится дом-музей и библиотека Чуковского. В последние годы своей жизни Корней Иванович проводил здесь встречи с маленькими читателями. Библиотека, которая была построена пятьдесят с лишним лет назад на личные сбережения Чуковского, предназначалась для поселковых детей: были закуплены книги, писателям тоже предлагалось привозить свои книги с автографами и без… Здесь же зародилась традиция выступлений детских писателей перед многочисленными гостями, проведение посиделок около костров, которые назывались «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!». И это было не только чтение стихов и прозы, но и цирковые выступления, песни, танцы. Наш фестиваль возобновляет и развивает то, что делал Чуковский, а его дом (как при нём) теперь является центром притяжения детских авторов и читателей.
– Одна из целей фестиваля – способствовать развитию современной детской литературы. Что уже сделано в этом направлении?
– Прежде всего, мы расширяем рамки фестиваля. И теперь в нём участвуют не только москвичи, но и детские писатели из других городов. Фестиваль проходит в несколько этапов, задействовано около 50 авторов. У многих из них появляется возможность выступить перед широкой аудиторией, пообщаться с читателями, прочитать свои произведения, рассказать о своих планах.
– Многие авторы не имеют возможности публиковаться именно из-за материальных трудностей?
– Да. У нас не слишком развит менеджмент и маркетинг в этой области. Пока издательства эксплуатируют в основном известные и раскрученные имена. По-прежнему на полках магазинов книги Чуковского, Маршака, Барто, Михалкова… Эти книги раскупают, потому что их помнят родители, бабушки, дедушки. Однако книгоиздатели (за редким исключением) не хотят браться за раскрутку молодых перспективных авторов. Поэтому необходимо пропагандировать новых талантливых писателей. Чтобы их узнавали, надо проводить больше различных конкурсов. Например, есть замечательные премии для детских писателей: «Алые паруса», «Заветная мечта». Наша литературная премия имени Корнея Чуковского…
Также мы возрождаем традицию проведения «Книжкиной недели», возникшую в Москве в 1943 году, когда писатели выступали перед детьми в городских библиотеках во время весенних школьных каникул. В этом деле нам очень помогает «Гайдаровка» – библиотека им. А. Гайдара. Через неё к нам поступают заявки, которые мы стараемся выполнить. Мы готовим писательские выступления и на День города, в начале сентября писатели в некоторых школах ведут уроки «живой литературы», проводим выступления и круглый стол на выставке «Читай-ка!».
– Есть ли среди современных детских писателей те, кто мог бы «зажечься» на небосклоне детской литературы так же, как Маршак, Чуковский, Барто?
– Я не могу сказать, что сегодняшние детские писатели менее талантливы. Просто тогда было меньше альтернатив книгам, по-другому развивалось книгоиздание. Раньше государство вкладывало в пропаганду литературы большие деньги. А сейчас иное время, иные тенденции. Но главное, что новые писатели нужны читателям, это мы каждый раз видим на нашем фестивале. Эти люди пользуются большой популярностью, чувствуют свою востребованность.
– Вам не кажется, что современные дети слишком мало времени уделяют чтению книг?
– Я бы не стал драматизировать ситуацию. На дворе другое тысячелетие, другой век – век технологий и компьютеров. Поэтому привлекать к чтению необходимо более изысканно. Тогда дети будут больше читать, почувствуют литературу глубже, узнают, что существует такая радость, как общение с книгой. Но всё же взаимоотношения людей с книгой сейчас другие. И зачастую традиционная книга проигрывает в соревновании с компьютером. Здесь что-то изменить сложно, но мы можем сделать так, чтобы и первое, и второе работало на общие благие цели. Короче говоря, книга своего последнего слова ещё не сказала…
Беседу вела
Сергей Белорусец – автор около десятка детских развивающих поэтических книжек. Обучающие стихи включены в учебники по русскому языку и «Азбуку» с приложениями «Я читаю!», в рабочие тетради «Музыкальный конструктор» и «Музыкальный разговорник», а также составили литературную основу серии компьютерных игр «Магия знаний». Он обладатель памятной медали и почётной грамоты III Всероссийского конкурса произведений для детей и юношества «Алые паруса». Удостоен Литературной премии Союза писателей Москвы «Венец» за вклад в современную литературу для детей (книги «Игрослов», «Весёлая аРИФМетика»); за организацию Первого московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского; за книгу лирических стихотворений «Магический квадрат».
Так же – как здоровались – …Только жаль, НА ТРИ ГОЛОСА… Красиво лапами упругими Две разных песни на два голоса Но тут проснулась кошка: ЭХО ОТВЕЧАЕТ – Кто кудрявей Я смеюсь. – Какова причина КАКАЯ ДИКОСТЬ!.. Никого А теперь – Ляля Чистит щёткою Скоро СЛИШКОМ СЛОЖНО… Полуходит. Упадёт – Потому что БИНОКЛЬ ДЛЯ МАТРОСА Матрос МЕЖДУ НАМИ…
ТОРОПЫЖКИ
Две сороконожки,
Две подружки,
Повстречались
На одной дорожке.
А потом – здоровались:
Друг дружке –
Час – без передышки –
Жали ножки…
Прощались:
Жали ножки –
Час – без передышки…
Совсем не пообщались.
Слишком торопились –
Торопыжки…
Лев Лев и тигр Тигран Тигранович
У Кошки Мяу пили квас
И пели песни на два голоса
(Читай: на баритон и бас…).
Большие морды подперев, –
На кухне пели на два голоса
Тигран Тигранович и Лев…
Два с половиною часа
Домашней кошке пели хищники –
И не сорвали голоса!..
– Мяушки!
Вам колыбельную спою…
Вас в цирке заждались, ребятушки!
Короче, баюшки-баю!..
– Кто сидит
Внутри лукошка?
Эхо отвечает:
– Кошка.
Человечка?
Эхо мне в ответ:
– Овечка…
И эхо – тоже.
На меня
Оно похоже…
Смеха?
Эхо отвечает:
– Эхо!!!
Ты ж – домашняя, Коза!
Овцам всем пример
и тёлкам!..
Это ж дикость –
Бегать за
Тихим
Старым
Серым
Волком!..
Не трогал Волк –
Нюхал бледные поганки…
Да щипал –
Зубами щёлк –
Травку
На лесной полянке…
Ушёл в кусты:
Отсидеться,
Отлежаться…
Загоняла Волка –
Ты!
Дай бедняге
Отдышаться!..
ЧИСТАЯ РАБОТА
Крошка Ляля –
Чистюля большая –
И сама –
Никому
Не мешая –
Щётку берёт
Обувную.
А в придачу к ней –
Пасту зубную…
Девочка Ляля
Чёрно-белые
Зубы рояля…
Белыми
Станут все зубы,
Как
У Лялиной
Бабушки Любы!..
Старый город.
Площадь.
Улица.
Лыжник
На углу
Сутулится.
Полупрыгает.
Невпопад
Руками дрыгает…
И поднимается.
Как же он,
Бедняжка,
Мается…
Ехать лыжнику –
Слишком сложно.
По булыжнику!..
С ХОДУ…
В городе –
Большой переполох:
Град
Прошёл,
Рассыпав
Свой горох.
Простучал
Горошинами
Град –
С ходу
Огорошил
Всех подряд!..
Бинокль Матросу
Ни к чему:
Матрос –
Не волк морской.
Не нужен
Мой бинокль ему.
А нужен корм.
Сухой.
Не бороздит моря.
Матрос –
Обычный пёс.
Он спит.
На берегу…
Я зря
Бинокль
Ему принёс…
– Почему ты с ним
Не дружишь, Тошка?
Отчего ты с ним
Не дружишь, Тишка?
Между вами
Пробежала кошка?
– Между нами
Пробежала мышка!..