11 июня в Госдуму внесён законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию». Если депутаты закон одобрят, он определит условия возвращения наших соотечественников на историческую родину. Инициатива во многом революционная, закон может в корне поменять принцип взаимодействия государства с миллионами русских, белорусов, украинцев, которые не могут переехать в Россию в рамках действующих юридических процедур. Законопроект особо актуален в отношении государств, где несоблюдение прав наших соотечественников стало политической нормой. Между тем инициатива вызвала дискуссию. Например, писатель Николай Стариков полагает, что «задача России отличается от задачи Израиля. Это в еврейском государстве собирают на его территории всех представителей еврейского народа. Это здесь репатриация. А задача России иная – у нас отрезали наши территории, населённые представителями нашего народа. Сегодня они иностранцы. И Россия обязана дать им гражданство – но не требуя их обязательного переезда в пределы границ Российской Федерации!» «ЛГ» обратилась к автору предложенного закона – заместителю председателя Комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константину Затулину – с просьбой прокомментировать законопроект.
Во-первых, закон восполняет отсутствие репатриационной составляющей как ключевого пробела уже существующей Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, которые проживают за рубежом и хотят вернуться на родину. Госпрограмма ориентирована на привлечение соотечественников в те регионы, которым нужны специалисты определённых профессий и квалификации. Многие из тех, кто хотел бы стать её участником, получают отказ, поскольку региону не подходят их трудовые навыки. Если с 2007 по 2021 год в РФ переехали миллион участников госпрограммы вместе с членами семей, то в 8 раз больше соотечественников выбрали самостоятельный переезд со всеми его трудностями, без всяких скидок на принадлежность к соотечественникам.
Часто задают вопрос, а не опоздали ли мы с законом о репатриации? Ведь тридцать лет прошло, как за новыми границами России оказалось 30 миллионов человек, для которых она была не только исторической родиной, но и собственной родиной. Сейчас в постсоветском зарубежье стало на 10 миллионов человек меньше тех, чьи корни в России. Это не только русские люди, но и представители других исторически проживающих в России народов. В РФ также стремятся вернуться тысячи тех, кто выехал в советские годы или лихие девяностые. Они ищут в России спасение для своих детей от либеральных реформ, охвативших западный мир. И если дать им право на возвращение, страна может получить не один миллион новых граждан, которым дорога Россия и которые нужны ей.
Должен также сказать, что в 2020-м в Конституции РФ закреплены само понятие «соотечественник» и обязательство оказывать «поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности». Эта конституционная норма была внесена не без моего участия. При обсуждении поправок я предлагал закрепить ответственность перед соотечественниками за рубежом в преамбуле Основного закона. Но так как она осталась неизменной, предложению нашлось место в 69-й статье.
Говоря о репатриации, выделю слово «добровольно» – никто не собирается тянуть кого-то в Россию силой. При этом предложены два критерия признания за иностранными гражданами и лицами без гражданства права на репатриацию. Первый – соответствие определению соотечественника, указанному в пункте 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», второй – свободное владение русским языком.
Готовя законопроект, мы поняли, что нужно предложить новую редакцию определения «соотечественник», которая содержится в упомянутой госпрограмме. Тогда могут быть устранены недостатки слишком широкого толкования этого ключевого понятия. Кстати, из определения понятия «соотечественник» мы предложили исключить неконкретный термин «как правило», употреблённый в отношении народов, исторически проживающих в России. Более развёрнуто раскрывается и само это понятие, чего нет в действующем законе. В перечень таких народов предлагается внести:
- государствообразующий народ (русские);
- представители белорусского и украинского народов, связанные с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры;
- представители народов, проживающих в соответствующих национально-территориальных образованиях РФ;
- представители коренных малочисленных народов, входящих в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ, утверждённый постановлением Правительства РФ от марта 2000 года;
- представители иных исторически проживающих на территории РФ народов.Соотечественниками признаются лица, относящиеся к народам, исторически проживающим на территории России, а также те люди, прямые предки которых родились или проживали у нас. Соотечественники, свободно владеющие русским языком в семейно-бытовой и культурной сферах, могут в соответствии с законопроектом получить право на репатриацию.
Одновременно с решением о репатриации соотечественник получает вид на жительство в РФ. Его можно получить как за рубежом, в стране, где человек проживает сегодня, так и на территории субъекта России, если он находится у нас в стране. Соотечественник может включить в ходатайство о репатриации супругу, несовершеннолетних детей и даже недееспособных членов семьи, над которыми установлена опека. Они также получают вид на жительство в порядке репатриации. Создаются максимально благоприятные условия.Соотечественник с видом на жительство может въехать в любой выбранный им субъект РФ как самостоятельно, так и через участие в госпрограмме на её условиях, если выбирает регион, где действует эта госпрограмма.
При подаче заявления о выдаче вида на жительство в РФ в порядке репатриации заявители освобождаются от сдачи экзамена на знание русского языка, поскольку уже подтвердили владение им при подаче ходатайства о репатриации. Необходимо подтвердить лишь то, без чего проживание, по сути, невозможно. Это наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя и членов семьи в пределах прожиточного минимума в России, а также подтверждение отсутствия наиболее опасных инфекционных заболеваний.
Имея вид на жительство, репатрианты с членами семей смогут свободно реализовать право на трудовую деятельность, медицинское и социальное обеспечение, образование наравне с гражданами РФ. Через девять месяцев проживания в России с видом на жительство у репатриантов принимается заявление о приёме в российское гражданство. В итоге соотечественник уже через год проживания в России может стать её гражданином.
Вместе с родителями гражданство РФ приобретают несовершеннолетние дети, которым нет 18 лет на момент подачи заявления, и недееспособные члены семьи, над которыми установлена опека.
Документального подтверждения знания русского языка, как мы считаем, тут не нужно требовать, поскольку владение им было показано при получении права на репатриацию. Не требуется и подтверждения материального обеспечения. Надо постараться к минимуму свести всякого рода дополнительные формальности. Мы учитывали имеющийся опыт. Например, гражданство Польши обладатель карты поляка вправе получить после постоянного проживания там на основании карты в течение года.
Всегда интересен вопрос: а сколько всё это будет стоить? Наш законопроект не предусматривает после его принятия дополнительных мер господдержки соотечественников и не потребует дополнительного финансирования расходов из федерального бюджета. На обеспечение процедур, связанных с репатриацией, будут использованы средства, предусмотренные на текущую деятельность федеральных органов исполнительной власти. В части материальной помощи репатриантам, ставшим участниками госпрограммы, поддержка оказывается по видам и в объёме, установленном в госпрограмме для региона, куда направлен репатриант.
Думается, все мы, особенно с учётом обостряющейся демографической ситуации, заинтересованы, чтобы наша страна росла и крепла, в том числе за счёт создания условий для переезда на постоянное проживание к нам тех людей, которым дорога Россия, но сейчас они не могут в неё переехать.