Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 ноября 2019 г.
  4. № 45 (6712) (06.11.2019)
Общество Мнение

Как создаются гетто?

По закону, считают чиновники от образования

06 ноября 2019

Системе специального кор­рекционного обучения в нашей стране более века, в веке ныне­шнем ушёл в прошлое термин «необучаемый», применимый ранее к детям с умеренной, тяжёлой или глубокой умствен­ной отсталостью. К 2016 году должно было исчезнуть и по­нятие «коррекционная школа». Но переход на инклюзивное образование (совместное об­учение обычных школьников и детей с ограниченными воз­можностями здоровья) принял какие-то странные формы.

                                            

В Люберецком районе Подмоско­вья, например, смешали слабовидя­щих детей из малаховской школы- интерната с детьми с умственной отсталостью из школы-интерната посёлка Марусино. То есть, по сути, усилили одну беду другой, а в ответ на нашу публикацию («Оптимиза­ция под видом инклюзива», «ЛГ», № 43) из Управления образовани­ем г.о. Люберцы пришло вот такое ничего не объясняющее (простите за тавтологию) пояснение: «В соот­ветствии с пунктом 4 статьи 79 Феде­рального закона от 29.12.2019 № 273 «Об образовании в Российской Феде­рации» образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучаю­щимися, так и в отдельных клас­сах, группах или в отдельных организациях...»

Эту статью закона все воспри­нимают как свидетельствующую о гуманизации общества, о воз­можности включения инвалидов в обычную школьную жизнь, что должно помогать детям с ограни­чениями здоровья интегрироваться в общество, а детям без ограниче­ний – воспитывать в себе толерант­ность и сострадание. Совсем ина­че, похоже, трактуют букву закона в Люберцах: «В 2019/2020 учебном году в образовательной организа­ции (школе-интернате IV вида. – Ред.) открыты классы для слабови­дящих обучающихся (136 чел.), для детей с расстройством аутистиче­ского спектра (6 чел.), для обучаю­щихся с умственной отсталостью (снижением интеллекта) (41 чел., в том числе 36 – на дому)».

Так в ком тут собираются вос­питывать толерантность? Вероят­но, в инвалидах по зрению. Но как отреагирует ребёнок с расстрой­ством аутистического спектра на толерантную просьбу слабовидя­щего одноклассника помочь ему спуститься с лестницы, напри­мер? Поможет или в ужасе убе­жит, оттолкнёт? И как объяснить умственно отсталому, что носиться по коридорам нельзя, потому что можно натолкнуться на слепого?

Зачем вообще это было сделано? Увы, в ответе управления образо­ванием никакого вразумительного (да и невразумительного) объясне­ния нет. По конспирологической версии родителей, а они тоже при­слали письмо в редакцию, админи­страция района решила освободить для здоровых детей из марусинских новостроек здание школы-интерна­та – вот и распихивает умственно отсталых куда попало.

Воспитание ребёнка с серьёзны­ми ментальными нарушениями – каждодневный каторжный труд. Без права на личную жизнь (многие мужчины не выдерживают испы­тания больным ребёнком и заводят новые семьи), без средств к суще­ствованию (если не считать таковы­ми пособие), нередко и без общения. Можно отправить аутиста самого в школу? А пойти на работу, оставив умственно отсталого дома, наедине с газовой плитой? Школы-интер­наты – это та отдушина, которая позволяет матери устроиться хотя бы на какую-то работу, хотя бы ино­гда вспоминать, что она – женщина.

Хорошо, конечно, что у нас теперь нет термина «необучаемый», но обучение на дому – плохая аль­тернатива. Оно может быть только временным. Запертый в четырёх стенах ребёнок не социализирует­ся, а мать так и остаётся навсегда заложницей своей беды. Есть ещё один способ развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями – центры лечебной педагогики. В Пскове, например, в такой центр, как в обычную шко­лу, ребёнка приводят утром, а в обед или после «продлёнки» забирают. Заботятся о нём и после окончания школы. Вот это гуманизм, а инклю­зив слепого с глухим или умственно отсталым – профанация.



 На начало 2019 года чис­ленность детей-инва­лидов в стране увеличи­лась на 18 тысяч и составила 672 тысячи человек. Основные причины первичной детской инвалидности – психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, врождённые аномалии.

Тэги: Школа Людмила Мазурова
Обсудить в группе Telegram

Людмила Мазурова

Начинала корреспондентом в тырныаузской (Кабард... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Робот вместо учителя?

    21.09.2022
  • В моде IT и, как всегда, юристы с экономистами

    17.08.2022
  • Холодильник/точка/ру

    10.08.2022
  • Призрак турбины бродит по Европе

    27.07.2022
  • Хочу замуж!

    06.07.2022
  • Педагогика non-fiction

    91 голосов
  • Наш „Титаник“ прёт на айсберг

    75 голосов
  • Памятник неизвестному оккупанту всё ещё красуется в Россоши

    63 голосов
  • Гоголь forever

    58 голосов
  • Монтекки, Капулетти и школа

    57 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS