Первую тысячу долларов сын разорившегося торговца табаком Сократа Онассиса скопил за год, работая по фальшивому диплому в телефонной компании Буэнос-Айреса и получая всего 40 долларов в неделю. Как? Продавал политикам, бизнесменам, а также ревнивым мужьям и жёнам информацию, почерпнутую из подслушанных во время дежурств ночных разговоров, и подрабатывал жигало и сутенёром.
К двадцати одному году на банковском счету Аристотеля, занявшегося помимо торговли чужими секретами ещё и поставками табака, лежало уже 100 тысяч долларов (в нынешнем измерении несколько миллионов). Его можно назвать основателем современного маркетинга и пиар-менеджмента. Организовал подпольное производство популярных в Аргентине сигарет и начал продавать их по демпинговым ценам. Когда владельцы легитимной фабрики подали на него в суд, оставил этот «теневой» бизнес и занялся другим. Наняв готовых трудиться за копейки греческих иммигрантов, не имевших вида на жительство и, следовательно, разрешения на работу, наладил выпуск собственных сигарет. В марку Osman-special добавлял опиум, подсаживая на них курильщиков навечно, а в продукцию конкурентов его лихая команда на складах и даже прямо в торговых лавках впрыскивала при помощи шприцев раствор, придающий сигаретам отвратительный вкус и запах.
Подлог, фасальсификация, шантаж, рэкет, кража, взятки, подделка документов... В борьбе с конкурентами в ход шло всё. В 23 года Онассис стал обладателем первого миллиона. Наверное, его можно назвать баловнем судьбы. Ему не только сходило всё с рук, ему ещё и везло. В годы Великой депрессии повезло сказочно. Купил шесть канадских сухогрузов по цене, как он сам шутил, «роллс-ройсов», в 100 (!) раз меньшей их стоимости. На поставках нефти милитаристской Японии, воюющей с Китаем, Онассис заработал более десяти миллионов долларов, а к концу Второй мировой войны его корабли, исправно снабжая противников – и итальянцев с немцами, и американцев с британцами, – принесли ему ещё несколько десятков миллионов.
Книгу журналиста Сергея Маркова, выпущенную в серии «Биографии», назвать биографией в классическом смысле нельзя. Смесь авантюрного романа с довольно поверхностным экскурсом в историю и инструкцией «Как стать миллиардером» и завоевать любовь самых известных и прекрасных женщин планеты. Но написана очень живо и читается на одном дыхании. Так что, не буду перессказывать, её нужно прочесть самому, и не только тем, кто хочет стать миллиардером, но и тем, кто всё ещё полагает, что только российские капиталы замешаны на взятках, подкупах, цинизме и беспринципности. Ничто не ново под луной.
Увы, автор книги не дожил до сегодняшнего дня, и последняя глава осталась недописанной. Вернее, неточной. Заканчивается книга информацией о том, что наследница судового магната Афина продала остров Скорпиос, где покоится прах Аристотеля Онассиса, Джорджио Армани. Однако эта сделка, о чём Сергей Марков уже не узнал, не состоялась. Собственность перешла к российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву. Но и это ещё не конец истории. В своём завещании Аристотель Онассис указал, что если наследники окажутся не в состоянии поддерживать Скорпиос и Спарти, острова должны быть переданы Греции. Так что, какая акула бизнеса выиграет эту битву, ещё вопрос.
Рыболовлев и Афина Онассис Руссель, дабы обойти запрет Аристотеля, оформили сделку не как куплю-продажу, а как аренду на 99 лет. Но ведь и Аристотель не лыком шит. Подводные камни могут выползти и пост-фактум. В брачном контракте Онассиса с вдовой президента США Жаклин Кеннеди среди 173 параграфов был и такой: если к моменту смерти Оннасиса брак ещё не будет расторгнут, Жаклин получит 100 миллионов долларов и ежегодную пенсию. Вскоре после бракосочетания миллиардер улетел в Грецию, и после тайных переговоров там был принят новый закон, по которому жена – если она негреческая гражданка – может рассчитывать только на определённую ей в завещании пенсию. Благодаря этому трюку Онассис, правда, уже не для себя, а для своих наследников, сохранил 100 миллионов «ничего не значивших без женщин» долларов.
Деньги его любили при жизни, благоволят и после. Через 38 лет после смерти купленный им за 12,5 тыс. долларов остров был арендован за... 150 миллионов евро.
Нет, удача, как и женщины, к этому низкорослому и неказистому греку явно была неравнодушна.
Людмила МАЗУРОВА