Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 мая 2024 г.
  4. № 17 – 18 (6932) (08.05.2024)
Литература Библиосфера Рецензия

Как услышать тишину

12 мая 2024

Вячеслав Карпенко. Из дому я сбежал… Избранное: повести, рассказы о природе и человеке. – Калининград: Полиграфычъ, 2022. – 308 с.

Читая сборник прозы Вячеслава Карпенко, испытываешь целую гамму чувств – от ностальгической печали до боли и сострадания, от солнечной теплоты до восторга и ликования. Рассказы и повести, эссе и миниатюры написаны образным, чистым и ясным языком, а выбранные автором сюжеты и его литературное мастерство делают книгу лёгкой для восприятия, захватывающей и увлекательной – скучать не придётся точно. Писателю, без сомнения, удаётся искусно закручивать сюжет и создавать эмоциональное напряжение, удерживая внимание читателя. Подтверждение этому – один из самых запомнившихся мне рассказов сборника – «Глухое ущелье», повествующий о последней охоте волков на единственного оставшегося муфлона:

«…Высота была стихией муфлона, и он всегда мог уйти от любого преследователя.

Но старость и одиночество плохие союзники: в этот раз муфлон не рассчитал прыжка. К месту приземления уже примчались сразу два волка. Один из них почти на лету вцепился ему в лопатку, но муфлон рванулся в сторону...»

Трагический финал произведения оставляет сильное впечатление, а его завершающие строки наверняка для многих станут поводом задуматься: «У природы много времени, но на созидание уходит его миллионом больше, чем на разрушение…»

Пронзителен рассказ «Найдёныш»: осиротевшего ягнёнка (его мать убили охотники) принимает муфлониха, собственный детёныш которой стал добычей лиса.

Вячеслава Карпенко интересует природа во всех её проявлениях. Он любуется ею, как истинный художник: «Свет луны окрашивал заснеженные горы призрачным голубовато-жёлтым перламутром» («Волчья волшба»). Он ищет и находит в природе пересечения с человеческими чувствами и переживаниями: «К утру каштаны засыхают. Чего, кажется, недоставало им? – Немногого, как и нам: разделённости их одиночества. Земли. Слияния…» («Настроение»). Он наделяет неодушевлённую природу свойствами, характерными для одушевлённой природы, и с неподдельной любовью описывает каждое явление, подмечая детали: «И вот весенний ветер проносится над Устюртом. Ветер этот густ и непривычно влажен. Вместе с мартовским солнцем слизывает он редкие островки снега, размягчает солончаки, шелестит упругими остями случайных кустиков прошлогоднего биюргуна» («Найдёныш»).

Слова, которые редко встретишь в повседневной речи, не всем знакомые названия различных растений делают текст особенно колоритным.

С неподдельным интересом автор наблюдает за людьми, исследуя их мироощущение. Создавая своих персонажей, он не ограничивается сухими описаниями. Имеет значение всё: и речь героя, и его образ мыслей, и переживания, и происходящие с ним события, и выбор, который он делает. Так, Петя Смирнов из повести «Из дому я сбежал…», давшей название книге, сын начальника рыбного порта, уйдя из дома, оказывается на рыбацком траулере, сознательно не уходит с промыслового судна и отправляется в море. Это такой смелый, даже безрассудный поступок, рассказывающий нам и о характере мальчика, и о ценностях его поколения: «Ещё я подумал, – размышляет Петя, – что Витька с Борькой лопнут от зависти, когда узнают, что я сбежал в море. С рыбаками. Это тебе не по Чёрному морю с родителями на теплоходе по путёвке плавать».

Рассуждения Петра не по-детски здравы, он отзывчив и неравнодушен к окружающим: «Так мне жалко стало мальчишку, лучше бы он моим братом был, уж я бы его мордуленцию заставил улыбаться».

Образ Петра Смирнова симпатичен нам, потому что автор изображает его очень непосредственным, любознательным. Мальчик живёт в мире собственных фантазий и маленьких, но таких значительных для него открытий: «Раньше я думал, что селёдка так солёная и плавает в море, честно». При этом события, происходящие с Петей, реальны, как и его чувства – их автор передаёт правдоподобно:

«И здесь я испугался по-настоящему. Я понял, что траулер отошёл от причала. Что теперь никакая не игра или воображение, а траулер везёт меня в море взаправду».

Книга Карпенко разнообразна и наполнена смыслами – прекрасное, редкое в наши дни чтение.

«Он умел слушать. И – слышать. Человека, людей, скрип дерева, ночную грусть волка и завистливое повизгивание собаки на цепи, шелест травы, клёкот родника, тяжёлый вздох судового борта под надвинувшимися торосами…» – думается, эти слова, которыми начинается очерк Вячеслава Карпенко «Услышать тишину…», посвящённый Юрию Казакову, в полной мере можно отнести и к самому автору книги «Из дому я сбежал…».


Обсудить в группе Telegram

Юлия Могулевцева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Река незабвения

    01.06.2025
  • Восходит слово светом на пути

    01.06.2025
  • Роман без рафинада

    31.05.2025
  • Невод забрасывая в неба глубину

    31.05.2025
  • Великие рифмы вечных смыслов

    30.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS