О молодёжи часто говорят, что она, мол, читать не любит, предпочитает интернет, да и что с неё взять: никакие книги не выдержат конкуренции с телевизором и электронными средствами связи… К счастью, обыватели не всегда правы. Это ещё раз удалось доказать на прошедшем в Балашихе, в Центральной детской библиотеке городского округа, областном семинаре «Развитие творчества детей – основа развития России».
Семинар, проходивший под таким гордым девизом, был весьма представительным – и реально, и виртуально. Виртуальную часть составили приветствия, полученные от писателей Владимира Крупина и Альберта Лиханова (который по-своему перефразировал девиз семинара – «В ваших руках будущее России»), от ректора Литературного института Бориса Тарасова, от управляющего делами Московской епархии Русской православной церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. А приехали в Балашиху специалисты из ряда городов и районов Подмосковья: заместитель заведующего отделом новых технологий в сфере культуры Министерства культуры Московской области Елена Полухина, директор Московской областной государственной детской библиотеки Ольга Кубышкина, крупный учёный-филолог академик Геннадий Чагин, генеральный директор Московской городской организации Союза писателей России, председатель оргкомитета фестиваля детского и юношеского литературного творчества «Подсолнушек» Владимир Бояринов и другие.
Большое внимание к семинару проявили и местные инстанции. В его работе приняли участие заместитель главы городского округа Балашиха Лора Золотарёва, председатель балашихинского Совета депутатов Анатолий Шестаков, начальник Управления культуры Светлана Шарцева, начальник Управления по образованию Виктория Королёва, благочинный церквей Балашихинского округа отец Николай Погребняк и другие руководители.
Вела семинар директор Центральной библиотечной системы городского округа Балашиха Лариса Покрасова. Все его участники были единомышленниками, поэтому, для краткости, приведём высказанные мнения без указания авторов, дополнявших и развивавших мысли друг друга.
«Интернет и телевидение – это не водопад информации, это селевой поток, наполненный камнями, мусором, грязью…»
«Мы на передовой в борьбе за нравственные ценности…»
«Школа учит читать, библиотека учит любить читать…»
«Бывает, что ума нет, а компьютер есть…»
«Как может интернет заменить библиотеку? Там нет живого слова, там нет библиотекаря…»
«Если рекомендовать детям Толкиена, они будут пытаться сочинять фэнтези, если «Князя Серебряного» и «Ледяной дом» – они обратятся к отечественной истории…»
«Интеллект человека формируется только классической литературой…»
«Дети охотно читают книги советского времени, насыщенные добротой и гуманностью, не обращая внимания на политику и идеологию, а консультанты в книжных магазинах уверяют, что они никому не нужны…»
«Статистика показывает: неуклонно растёт число читателей, в том числе читателей-детей…»
Вот на этой «цитате» и остановимся. Противоречит она обывательским представлениям? Безусловно. Правда – и на той, и на другой стороне. Есть муниципальные образования, где сокращают число библиотек и даже уничтожают «излишние» книжные фонды, оправдываясь наступлением электронной эры и равнодушием юных читателей к чтению. Но есть, к счастью, и такие, как Балашиха или Видное, Дмитров или Домодедово. Иначе говоря, в одних местах правят бал непрофессионалы, а в других энтузиасты, как в старину говорили, ревнители российской словесности не опускают руки, а формируют такое «времечко», что мужичок не Поттера и не Донцову с Шиловой захочет почитать, а хорошую книжку.
В своём выступлении заместитель начальника Управления культуры балашихинской администрации Марина Чернова подробно прокомментировала любопытный документ – «Социально-гуманитарный план развития муниципального образования городского округа Балашиха». Согласно ему, в прошлом году проводились Неделя детской книги, конференция «Тютчев и славянский мир», областной фестиваль духовной поэзии «Православная лира», День поэзии и др. И ещё нельзя не вспомнить общегородской (!) праздник «И верит сердце в правду и любовь», посвящённый 10-летию присвоения имени Ф.И. Тютчева Централизованной библиотечной системе, с участием учащихся и студентов. Развитием этой темы станет муниципальный творческий проект года нынешнего «Дорога к Ф.И. Тютчеву: от дошкольника до студента». Продолжится работа по сбору материалов для выпусков «Подсолнушка», публикация произведений юных авторов в газете «Факт» и в журнале «Балашиха: голоса сердец», проведение творческих встреч в рамках библиотечного проекта «Мастерская творчества писателя» и т.д. И в этом, и во всех других выступлениях представителей Балашихи подчёркивалось тесное взаимодействие библиотечной системы (в неё входит 20 библиотек) со школой, с благочинием и, конечно, с администрацией городского округа.
Особое внимание участников семинара привлекло выступление учительницы литературы Анны Егоровой. Она начала его с древнего изречения: «Ученик – не сосуд, который нужно наполнить, а лампада, которую надо возжечь». (Поразительно, но это было сказано за тысячи лет до нынешних запоздалых «открытий»: мол, объём информации – это не всё, что должно давать образование!) Анна Егорова подробно рассказала о сотрудничестве с библиотеками, о методах «пробуждения» в учениках интереса к литературе, к чтению (естественно, для разных возрастов эти методы различны). Она организует занятия литературной студии, проводит уроки внеклассного чтения, демонстрирует на занятиях фрагменты из старых добрых фильмов. Всего не перечислишь, но об одной находке нельзя не сказать. Её ученики заводят «портфолио» – папку, куда подшиваются их суждения по тем или иным вопросам, прежде всего, конечно, отзывы о прочитанных книгах. Сами дети говорят, что жуть как интересно через год-два читать собственные «наивные» записи…
И выступили сами ученики. Бурные аплодисменты заслужила одиннадцатиклассница Виктория Ибрагимова, которая… продолжила стихотворение Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…». Заключительные строки звучат так:
…И образ поэта стоит одиноко
На фоне провала, с лепажем в руке.
Конечно, не все ученики Анны Егоровой поэты, но большинство – активные читатели. И это главное!
Как положено на подобных мероприятиях, оргкомитет семинара принял резолюцию, где, в частности, было записано: необходимо обобщить опыт работы библиотечных и образовательных учреждений Балашихи и широко использовать накопленные здесь наработки традиционных и инновационных форм и методов работы с детьми. Положительной была признана и работа библиотечных и смежных систем всего Подмосковья. Подчёркнута приоритетность работы по выявлению творческого начала в ребёнке, развитию его через систему библиотек, а также поддержке творчества молодых дарований. Решено было также обратиться к региональным и областным СМИ с предложением широко публиковать произведения молодых талантливых авторов.