Геннадий Киселёв. Редакция гонораров не выплачивает.
– М.: Первый том, 2018.
Новая книга писателя, члена МГО СП России Геннадия Киселёва заставляет улыбнуться уже при первом взгляде на обложку. Потому что называется «Редакция гонораров не выплачивает». И красноречивая картинка – самоолицетворение книги. Уже в первой главе становится ясно: тяжёл хлеб современного литератора, если не относиться к этому с юмором и самоиронией.
Геннадий Киселёв не только детский писатель, он актёр. Окончил театральный институт в Ташкенте и после выпуска приехал в Москву на знаменитую театральную биржу, где сразу был приглашён в театр города Петропавловска-Камчатского, а позже работал в Омской оперетте, затем служил в театрах Ростова, Читы, Хабаровска и Душанбе.
Параллельно с актёрской деятельностью «начал заниматься сочинительством», и, как говорит сам автор, был удивлён, что его первый рассказ сразу же и опубликовали в газете «Молодой сибиряк». Та же «история» повторялась в каждом городе, в котором довелось работать нашему герою, потому что пишет он не просто хорошо, а увлекательно и очень «манко».
Неожиданно для всех актёр Киселёв поступил на высшие директорские курсы при Министерстве культуры СССР. Прошёл стажировку в популярнейшем театре на Малой Бронной, а затем последовало приглашение в единственный в мире Московский цыганский театр «Ромэн». Так Геннадий открыл очередную страницу в книге своей судьбы – и проработал в театре «Ромэн» на ответственном посту заместителя директора по гастролям целых десять лет. С этой нелёгкой задачей он прекрасно справлялся: в залах всегда были аншлаги. А вот о литературном творчестве Киселёв в этот период не вспоминал. Некогда было, ибо «гастроли – дело хлопотное и серьёзное».
Но зимой 2008 года судьба решила вернуть Геннадия в литературный мир. В тот год появилось объявление в «Литературной газете»: Российский фонд культуры организует Международный конкурс имени Сергея Владимировича Михалкова на лучшую книгу для подростков. По словам нашего автора, ему «захотелось сесть за рабочий стол, отстучать по клавиатуре и отнести заветную рукопись на конкурс».
Родившаяся в результате этого желания повесть «Кулисы, или Посторонним вход разрешён!» (рабочее название «Искусство требует жертв») была удостоена третьей премии, чему автор несказанно удивился. Он не верил в победу до самого конца, даже когда вошёл в сверкающий огнями зал Российского фонда культуры. Для Геннадия тот вечер стал поворотным – он увидел Сергея Владимировича, своего кумира, живьём, пожимал руку Мастера, внимательно слушал его речь о детской литературе. Ему казалось, что Михалков говорил эти слова только ему, впрочем, так полагал каждый, кто был в зале. Сергей Владимирович тогда похвалил: «Смешная повестушка».
После премии в таком престижном конкурсе Геннадий покинул театр и посвятил себя литературе. Наиболее известными его работами стали: «Актёр второй категории» (театральная повесть о судьбе молодого актёра), «Неформалы из седьмого «б» класса» (рассказы и повести из жизни школьников прошлого столетия), «Кулисы, или Посторонним вход разрешён!» (подростковая театральная повесть), «Любая встреча рождена разлукой» (поэтический сборник).
Книга «Редакция гонораров не выплачивает» показывает путь писателя, ведь всем, знающим его биографию, невольно кажется, что герой повести и есть сам автор. На самом деле так оно и есть. Но скромность, самоирония, а может быть, и игра с читателем не позволили Геннадию назвать книгу автобиографией. Поэтому он придумал Тима. В книге это звучит так: «Вношу встречное предложение. Биография малоизвестного автора вряд ли заинтересует вашего читателя. А что если пофантазировать на эту тему? Повествование пойдёт от имени несуществующего героя».
Прочитав первую главу, читатель понимает, что книга «закольцована» – и сначала мы читаем финал, а всё самое интересное – развитие действа – впереди. Автор пишет книгу в книге. Первая и последняя глава – конец и начало (порядок именно такой!) повести про выдуманного героя. «Наступил момент, когда в сказке, которая, как известно – ложь, да в ней намёк, можно бы поставить точку», – такими словами Геннадий заканчивает рассказ про удивительную жизнь Тимофея Степанова.
Главный герой – актёр, который однажды попытал счастья и написал незамысловатый рассказ о первом дне начинающего лицедея. Его напечатали в молодёжной газете. С этого момента Тим разрывается между сценой и письменным столом.
Судьба ещё не один раз по ходу сюжета сделает крутой вираж, пока не приведёт Тима… в Министерство культуры. От предложения стать заместителем директора по продаже билетов он отказаться не смог, «отдав театру двадцать лет и поменяв вектор движения».
Но всё опять изменилось, едва Степанов узнал о возобновлении конкурса на лучшую книгу для подростков. Он пишет роман о театре, в итоге получивший премию. После выхода книги Тим не только занялся её изданием, но и стал постоянным участником творческих встреч с детьми в библиотеках и активно разъезжал по стране.
«Редакция гонораров не выплачивает» – произведение очень эмоциональное, насыщенное юмором и читается на одном дыхании.
Ангелина Бржевская