Художественный фонд СССР, который исчез в постсоветской России, был больше благом для профессионального сообщества, направленным на социальную и материальную поддержку художников, от которого не следовало бы избавляться. Не поспешили ли с разрушением? Или выполняли целенаправленный заказ идеологов перестройки и 1990-х годов? Сегодня, когда прошло несколько десятилетий с момента ликвидации фонда, об этом уже можно говорить прямо и ответственно, оценивая современный уровень жизни и достатка живописцев, скульпторов, художников театра и кино, декоративно-прикладного искусства и искусствоведов, которые значительно больше потеряли от его отсутствия, чем приобрели. И это общая, как говорят, «температура по больнице», а не факт биографии каких-то отдельных творцов, более или менее успешных в своём деле.
Почти все они не лишены интеллектуального потенциала, ещё не все в могиле, как кому-то, наверное, хотелось бы, однако уровень их жизни, как правило, опущен до поиска случайных заработков. И это притом что художественные учебные заведения ежегодно выпускают специалистов в области изобразительного искусства. Получается, что система образования исполняет государственный заказ в подготовке специалистов, а дальше отрасль пополняется потенциальными безработными гражданами. Каким рабочим местом сегодня и регулярной работой обеспечен дипломированный художник-живописец или скульптор? В самое время задуматься о значении художественной личности и искусства для экономики России. Высокую роль и социальный статус они имели в СССР, когда пользовались уважением у граждан страны, включая власть. Социально-экономические отношения, в которые были включены работники всей культурной отрасли, работали на благо и страны, и самих творцов.
Где же место художника в России? Открылась выставка, появляются на неё отклики, рецензии в прессе. Но всё это вертится вокруг выставочного пространства, как правило, принадлежащего частному бизнесу. Возникают дискуссии. Журналисты и медиа мыслят категориями «хайпа». А дальше что? Как-то подзабылось, что искусство – это ещё и общественная история, у неё есть и свои социальные функции. А какие из них выполняет, к примеру, в настоящие дни современная российская живопись, графика или скульптура? Не единым же актуальным искусством и музейной деятельностью с фестивалями стрит-арта живёт профессиональное художественное сообщество, организаторы их каждый год получают добрую долю миллионов рублей на релизацию проектов. А как же сам творец? Ему-то что? Кому-то повезло, у него есть частный заказчик. А у большинства его нет. Да и здоровье уже не то. Как они живут? Имеют ли ту же социальную защиту, что и врачи, рабочие или госслужащие? Есть о чём задуматься.
Художественный фонд СССР был образован до Великой Отечественной войны, в 1940 году. И работал в интересах живописцев, скульпторов, графиков, искусствоведов, имевших право на материальную поддержку в случае трудной жизненной ситуации, оплачиваемые командировки по работе, санаторно-курортное лечение по состоянию здоровья. Но самое главное, фонд обеспечивал их регулярной работой. Художники писали картины, искусствоведы – книги. Нормальная практика. А в чьих интересах сегодня функционирует отрасль? Капиталистические условия, которые не развивают культуру, а только мешают ей, диктуют абсолютно неверные «правила игры». Не пришло ли время скорректировать положение дел?
Антон Айнутдинов