Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 июня 2021 г.
Искусство Культура

Как жить художнику России в XXI веке?

29 июня 2021

Художественный фонд СССР, который исчез в постсоветской России, был больше благом для профессионального сообщества, направленным на социальную и материальную поддержку художников, от которого не следовало бы избавляться. Не поспешили ли с разрушением? Или выполняли целенаправленный заказ идеологов перестройки и 1990-х годов? Сегодня, когда прошло несколько десятилетий с момента ликвидации фонда, об этом уже можно говорить прямо и ответственно, оценивая современный уровень жизни и достатка живописцев, скульпторов, художников театра и кино, декоративно-прикладного искусства и искусствоведов, которые значительно больше потеряли от его отсутствия, чем приобрели. И это общая, как говорят, «температура по больнице», а не факт биографии каких-то отдельных творцов, более или менее успешных в своём деле.

Почти все они не лишены интеллектуального потенциала, ещё не все в могиле, как кому-то, наверное, хотелось бы, однако уровень их жизни, как правило, опущен до поиска случайных заработков. И это притом что художественные учебные заведения ежегодно выпускают специалистов в области изобразительного искусства. Получается, что система образования исполняет государственный заказ в подготовке специалистов, а дальше отрасль пополняется потенциальными безработными гражданами. Каким рабочим местом сегодня и регулярной работой обеспечен дипломированный художник-живописец или скульптор? В самое время задуматься о значении художественной личности и искусства для экономики России. Высокую роль и социальный статус они имели в СССР, когда пользовались уважением у граждан страны, включая власть. Социально-экономические отношения, в которые были включены работники всей культурной отрасли, работали на благо и страны, и самих творцов.

Где же место художника в России? Открылась выставка, появляются на неё отклики, рецензии в прессе. Но всё это вертится вокруг выставочного пространства, как правило, принадлежащего частному бизнесу. Возникают дискуссии. Журналисты и медиа мыслят категориями «хайпа». А дальше что? Как-то подзабылось, что искусство – это ещё и общественная история, у неё есть и свои социальные функции. А какие из них выполняет, к примеру, в настоящие дни современная российская живопись, графика или скульптура? Не единым же актуальным искусством и музейной деятельностью с фестивалями стрит-арта живёт профессиональное художественное сообщество, организаторы их каждый год получают добрую долю миллионов рублей на релизацию проектов. А как же сам творец? Ему-то что? Кому-то повезло, у него есть частный заказчик. А у большинства его нет. Да и здоровье уже не то. Как они живут? Имеют ли ту же социальную защиту, что и врачи, рабочие или госслужащие? Есть о чём задуматься.

Художественный фонд СССР был образован до Великой Отечественной войны, в 1940 году. И работал в интересах живописцев, скульпторов, графиков, искусствоведов, имевших право на материальную поддержку в случае трудной жизненной ситуации, оплачиваемые командировки по работе, санаторно-курортное лечение по состоянию здоровья. Но самое главное, фонд обеспечивал их регулярной работой. Художники писали картины, искусствоведы – книги. Нормальная практика. А в чьих интересах сегодня функционирует отрасль? Капиталистические условия, которые не развивают культуру, а только мешают ей, диктуют абсолютно неверные «правила игры». Не пришло ли время скорректировать положение дел?

Антон Айнутдинов

Тэги: Антон Айнутдинов
Обсудить в группе Telegram

Антон Айнутдинов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «От нас всегда ждут чего-то неожиданного!»

    01.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS