Дизайн в нашей стране ещё жив и не сводится лишь к изготовлению сайтов и прорисовыванию квартирных интерьеров – примерно под таким девизом в Москве с 31 августа по 5 сентября в четвёртый раз прошёл Международный фестиваль DESIGN ACT 2010. Формально цель фестиваля – познакомить нас с мировыми дизайнерскими наработками (в этом году были представлены Нидерланды, Швейцария, Австрия, Великобритания, Испания, Япония), однако лейтмотивом встреч и презентаций который год остаётся крайне животрепещущий вопрос – стоит ли нам ждать прорыва, подобного, например, тому, что случился в пульсирующие 20-е, когда новый единый стиль захлестнул все области – от текстиля (супрематистские ткани Варвары Степановой и Любови Поповой) до конструктивистских зданий – и стал вдохновением далеко за пределами СССР. Или для нас всё уже закончилось – окончательно и бесповоротно?
Тот промышленный дизайн, который мы каждый год видим на DESIGN ACT’е, способен заставить пессимиста поверить, что сбылись его самые мрачные прогнозы. Нынешний фестиваль также не стал исключением: наши и заграничные бюро показали объекты, которые, казалось бы, меньше всего ассоциируются с промдизайном. Заварочный чайник в виде человеческого кишечника и каминные статуэтки фарфоровых ушастых собачек чихуа-хуа (берлинский дуэт Мария Волохова и Ута Колочек); пуфики, похожие на комнатные цветы в горшках (от голландской студии Tweelink, основанной сёстрами-близнецами Тинёке и Марике); хайтековый настольный футбол с хромированными фигурками (голландское дизайнерское агентство GRO), вилки и ложки, стилизованные под садовые инструменты (дизайнер Владимир Рачев, Великобритания), – всё это штучные экземпляры, не предполагающие серийного производства. Дизайнеры по-прежнему ориентированы на скучающего и небедного покупателя, которого можно увлечь необычным видом при сохранении и даже улучшении эргономических свойств объекта (диваны голландского дизайнера Мартина Баптиста), – при этом они абсолютно оторваны от массовых, конвейерных продуктов. Те же, кто формирует нашу ежедневную реальность, придумывая выходящие миллионными тиражами хозяйственные мелочи, пока остаются за рамками DESIGN ACT, что не может не огорчать. Более того – сама ориентация фестиваля на быт, фиксация на потребительской культуре несколько удручает: ведь промдизайн – это не только ложки, вилки и обеденные столы, это ещё и танки, автомобили, корабли, ракеты – вся та совокупность сложных машин, где функциональное неизбежно соединяется с эстетическим. Конечно, на крошечной площадке Винзавода, где традиционно проходит DESIGN ACT, подобным экспонатам места не нашлось. Однако кое-что интересное среди «диктата быта» в этот раз всё-таки было обнаружено: в рамках фестиваля дизайна Объединённая судостроительная корпорация предложила конкурс на создание облика нового морского корвета – серьёзный проект, неожиданный в ситуации, когда мы редко слышим о выпуске наших новых моделей подлодок или самолётов.
Конкурс «Строим флот сильной страны», финал которого намечен на 20 декабря, обещает быть серьёзным: 10 номинаций (как глобальных – вроде общего облика корвета, – так и вполне мелких – двери, интерьеры кают), призовой фонд – 25 миллионов рублей. Идеи победителей ОСК пообещала воплотить в строительстве нового корабля. Пока не совсем ясно, куда приведёт эта затея, однако примечательно, что дизайнерам в первый раз предложили участвовать в разработке нового облика нашего флота (раньше этим занимались военные КБ), и хотелось бы, чтобы им эта задача оказалась по плечу. С другой стороны, неясно, совпадут ли представления о красивом у гражданских и офицерских лиц, ведь военные – люди грубые и мало похожие на тех, кто будет чертить им интерьеры. Да и вообще – есть ли на войне место какой-либо эстетике?
В современном понимании война – это тотальная зачистка, мясорубка, где нет представлений о благородном и неблагородном, где хороши все средства, – и в этом смысле уместно сравнение с праздником, принадлежащее философу Роже Кайуа. По его мнению, в двадцатом веке единственным действом, не растерявшим свою праздничную буйную сущность – на фоне остальных красных дней календаря, давно превратившихся лишь в праздность, отдых от работы, – осталась война. Сметая человеческие толпы, народы и города, она возвращала мир в состояние тотального первичного хаоса, готового к новому творению. Нам хорошо известна эта война, увиденная глазами рядового, – мистерия мук голода и жажды, преодоления собственных слабостей, «пыль-пыль-пыль от шагающих сапог»; в ней нет внешнего блеска и явной красоты. Впрочем, история знает и другую войну – увиденную глазами господ: в куртуазное время война имела более скромные масштабы – она была красиво выстроенной игрой, с особыми правилами, нарядами, роскошью и показухой, чётко структурированной – в отличие от слепых и всё сметающих знакомых нам войн, – и главной её целью было не уничтожение огромных масс противника, а следование определённым правилам. На первый взгляд эстетического в ней гораздо больше – однако и здесь всё непросто.
Вспомним, что наиболее привлекательную и фетишизированную в истории форму сшили на фабрике Хуго Босса для тех войск, которые развязали самую большую современную войну: культ той эстетики жив до сих пор – в том числе и в далёких от политических баталий сферах. Впрочем, красивые мундиры не помогли тогда чужой армии победить нашу, одетую безвестными мастерами куда более скромно, – что, однако, не доказывает ненужность эстетического принципа, а лишь говорит об особенностях русского народа: воинственного, индивидуалистичного и по-хорошему свирепого – и только потому оказавшегося способным завоевать и удержать столь большие земли. Можно ли переносить наши черты на всех?
Как бы то ни было, корабль, являющийся частью территории страны, её продолжением и – вспомним слова Александра III о том, что у России всего два союзника, «ея армия» и «ея флот», – её опорой, должен быть продуман если не с точки зрения внутреннего, то уж точно со стороны внешнего дизайна. Оружие должно вызывать у своих граждан мурашки по коже, а у противника – страх и трепет: хорошо выполняемая устрашающая функция вполне способна предотвратить десяток-другой конфликтов. При этом не обязательно создавать нечто навороченное и футуристичное: простота и лаконичность отличают те объекты, что по праву превратились в наши символы и чьи строгие формы стали нашим национальным костюмом, – автомат Калашникова, самолёты Миг и Су. Не к этой ли красоте можно отнести слова Достоевского?
Что ж, будем надеяться, что благодаря конкурсу «Строим флот сильной страны» фестиваль DESIGN ACT выполнит свою функцию и поспособствует постепенному возрождению нашего промдизайна. И крайне символично, что в жюри этого многообещающего кораблестроительного конкурса не вошёл ни один дизайнер – только представители ОСК, специализированных проектно-конструкторских бюро и ВМФ. Как ни крути, мир всё-таки меняют не длинноволосые юноши с карандашиками, генерирующие новые идеи, а, говоря общими словами, коротко стриженные парни с автоматами: главные решения в итоге всё равно принимают они – люди действия.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
Какая красота спасёт мир?
Дизайн в нашей стране ещё жив и не сводится лишь к изготовлению сайтов и прорисовыванию квартирных интерьеров – примерно под таким девизом в Москве с 31 августа по 5 сентября в четвёртый раз прошёл Международный фестиваль DESIGN ACT 2010.
КОД ССЫЛКИ: