Москва театральная: Путеводитель – М.: Астрель: Олимп, 2009. – 255 с.: 32 л. ил.
Читатель, будь бдителен! Игра, которую вознамерился затеять с тобой автор, может сломать привычные представления, сложившиеся у тебя о том или ином театре или актёре. И сломать абсолютно безжалостно. Недаром Григорий Заславский имеет среди столичных театральных критиков репутацию едва ли не самого жёсткого, чтобы не сказать жестокого. Статусы, титулы, звания и прежние заслуги, будь то персональные или, так сказать, коллективные, на него, как правило, не производят ни малейшего впечатления. К тому же он мастерски владеет самым страшным оружием, каким только может располагать критик, – иронией, причём самого едкого свойства. Если ты готов к этому, то смело пускайся в путь по хитроумному и весьма запутанному лабиринту, коим, по сути, и является театральная Москва. И постарайся отнестись к этому путешествию именно как к игре, ведь тебя об этом честно предупредили в предисловии. Если же ты его по привычке пропустил, это исключительно твоя проблема.
Как и полагается путеводителю, выстроен он по географическому (а не по статусному, см. замечание выше) принципу: от Театральной площади, через Бульварное и Садовое кольцо почти до самой кольцевой дороги, ибо некоторые достойные внимания театры обосновались буквально на расстоянии 500–700 метров от МКАД. Так что не удивляйтесь, что на маршруте, начинающемся от Большого и Малого театров, модный МХТ им. Чехова будет только пятой остановкой, а суперпопулярные Ленком и «Современник» – соответственно тринадцатой и двадцать третьей. К каждому театру помимо описания прохода и проезда, размышлений о репертуаре, легенд, баек, слухов и историй из истории – зданий, улиц, театральных течений и нашей необъятной родины прилагаются адрес, телефон, время работы касс, стоимость билетов и даже адрес веб-сайта. А также многочисленные истории из жизни самого автора и членов его семьи.
Есть у этого путеводителя и ещё одна чётко прослеживающаяся составляющая – гастрономическая, хотя ресторанному критику Заславскому до критика театрального, конечно, далеко. Но практическую пользу его наблюдения имеют безусловно. Ведь для москвича примчаться в театр прямо с работы – дело привычное, внимать же прекрасному на пустой желудок – на такое самоотречение способен далеко не каждый. Так что ассортимент и, что ещё важнее, качество закусок в театральном буфете или особенности меню и ценовой политики расположенного неподалёку ресторанчика – предметы, вполне заслуживающие отдельного рассмотрения.
В чувстве юмора Григорию Заславскому не откажешь. В чувстве стиля, пусть и весьма своеобразном, – пожалуй, тоже. Пробираясь по его текстам, над чем-то от души смеёшься, от чего-то морщишься, а кое от чего может и передёрнуть. Иногда хочется просто возмутиться и тут же засесть за гневное письмо автору. И только занеся руки над клавиатурой, спохватываешься – это игра и автор волен вести её по своим правилам. А у читателя всегда остаётся выбор: двигаться дальше или сойти с дистанции, нажав на GAME OUT. Простите, захлопнув книгу.