Житие Одинокова: Документальный роман. – М.: Живое время, 2011. – 392 с. – 3000 экз.
Эта книга состоит из двух половин. В одной рассказывается о необычной судьбе советского воина Одинокова, который в результате контузии обрёл веру в Бога, способность говорить только правду и видеть будущее, в частности «знать», скоро или не скоро тот или иной человек умрёт. Время действия – от кануна Великой Отечественной войны до Курской битвы. Вторая половина книги – о деятельности высшего руководства нашей страны. Видимо, для «документальности» в ткань книги вкраплены официальные сообщения тех лет и письма её персонажей.
Разумеется, романист вправе придумать всё что угодно, в том числе и сверхъестественные способности своего героя. Но если он заявляет о документальности романа, он не имеет права допускать исторические ляпы. А они у него нередки. Назову лишь некоторые. Один из персонажей назван кавалером ордена Славы. Этот орден был учреждён в 1943 году, а в тексте речь идёт о 1941-м. В том же году другой персонаж изучал язык по английской коммунистической газете «Морнинг стар». А ведь она до 1966 года называлась «Дейли уоркер». Довоенные студенты в романе говорят о ДОСААФ, не ведая, что в те времена такового не было, а был ОСОАВИАХИМ.
Такого рода ляпы попали даже в «документы эпохи». Так, романист заставил одного из героев книги в 1941 году упомянуть памятник Маяковскому, якобы стоявший на площади его имени, хотя он был установлен лишь в 1958-м. И т.д., и т.п.
И так не только в «солдатской», но и в «кремлёвской» половине романа. Начиная с того, что И.В. Сталин был генеральным, а не первым секретарём ЦК ВКП (б). И не мог он говорить о поражении русской армии в Восточной Пруссии «в начале 1914 года» – ведь Первая мировая война началась, как известно, 1 августа…
К тому же Дмитрий Калюжный, видимо, увлечённый проблемой «верующих в советском обществе», пытается по своему конструировать то время, придать ему желаемые черты. И дело не только в том, что воины Великой Отечественной у него очень много говорят о религии, о вере, о храмах, о духовенстве и т.д. По версии автора, М.И. Калинин будто бы «вспоминает», как в 1918 году по заданию В.И. Ленина поехал на Смоленщину расследовать – почему это крестьяне настроены против большевиков. Оказывается, только потому, что большевики храмы разоряют и попов преследуют. А больше жалоб нет. Видимо, неведомы сочинителю этой книжки такие слова, как продразвёрстка, продотряды, комбеды, трудовая повинность и т.д., и т.п.
Искажение и упрощение истории не безобидно, особенно сейчас, когда возрождение исторической памяти стало жизненной необходимостью.