Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Какие наши гады

01 января 2007

ТЕЛЕИТОГИ

Нельзя объять необъятное – предупреждал Козьма Прутков, и он же учил: зри в корень! Так что «обнимем» только то, что за прошедший телесезон наиболее втемяшилось в неблагодарную память. И попытаемся отделить корешки от вершков.

Подлинным открытием прошедшего сезона стал «Суд времени», героически выходивший на 5-м до тех пор, пока не было принято решение переформатировать канал до неузнаваемости. На нём из значимого осталась только «Открытая студия», по-прежнему идущая в прямом эфире, зато длящаяся теперь уже не час, а два. А что же с «Судом времени», где Сергей Кургинян героически сражался с превосходящими силами идеологического противника? Он возродится на канале «Россия», поздравляем создателей программы – её аудитория существенно увеличится. Главные действующие лица те же, но без Леонида Млечина: Сванидзе и Кургинян. Николай Карлович теперь выступит не в роли судьи (уж очень он был пристрастным), а в роли оппонента. Новое название «Исторический процесс» предполагает преемственность формата. Будет ли судья, и кто им будет? А вдруг народ? Надеемся, сохранится телеголосование, которое в «Суде времени» было сногсшибательным. Анонсированы темы ближайших выпусков: «Социальная справедливость: от сталинской системы распределения до современного расслоения общества», «Государственный переворот: от мятежа генерала Корнилова до ГКЧП»… Будем смотреть в 22.50 начиная с 11 августа.

Рейтинговым подрывом Первого, выявившим окаянную подоплёку нашего ТВ, стал «Детектор лжи». Натуральная продвинутая бесовщина: как бы исповедь, участники которой выдавливают на экран все свои потаённые гнойники. За деньги! Чем больше расскажешь про себя гадостей, тем больше аплодисментов и шансов получить миллион. Исповедует Андрей Малахов, он похож здесь на Мефистофеля, который, как известно, часть той силы, что вечно хочет зла, но в данном случае никакого блага не совершает.

В роли искусителя ему не уступает Максим Галкин со своими «10 миллионами» на «России». Здесь во всей первобытной красе предстал один из главных смертных грехов – алчность. Гости, обнимая пачки денег, визжат и стонут, ведущий их подзуживает, и «миллионеры», угадав правильный ответ, окончательно теряют человеческий облик. Алчность – главная теперь культивируемая добродетель.

Борьба между Первым и «Россией» продолжилась и на поле здоровья. Примерно в одно и то же время выходили «Жить здорово!» (ведущая Елена Малышева) и «О самом главном» (Михаил Полицеймако и Сергей Агапкин). Победу за явным преимуществом, на мой взгляд, можно присудить «России» – её ведущие веселы и ироничны, но весьма информативны и продуктивны в отстаивании здоровья нации. Скандальные же процедуры с половыми органами под руководством доктора Малышевой, многократно обсмеянные в Сети, привели Первый канал к имиджевому конфузу.

После долгих судебных тяжб «Дом-2» вернулся в детское время на ТНТ, что свидетельствует о мощи юридических служб «Газпром-медиа». В день траура по погибшим «Булгарии», когда все более-менее приличные каналы (даже НТВ) скорбели, то есть откровенную жеребятину в эфир не пускали, «домушники» вовсю кувыркались друг на друге, веселя скорбящих обсценной лексикой. Впрочем, после того как «гламурных подонков» ТНТ принимали на самом высоком уровне в президентской библиотеке (что повергло остатки интеллигенции в глубокое недоумение), удивляться тому, что на ТНТ всё позволено, не приходится. Остаётся ждать 1 сентября 2012 года, когда закон о защите детей от вредного влияния СМИ, подписанный президентом зимой прошлого года, «пойдёт в школу».

Кабак, сокрушив эстетско-гламурные флеши Первого канала, наконец прорвался в эфир. То, как Елена Ваенга и Стас Михайлов брали Кремль, видели миллионы. И не раз. Опрокинулась опостылевшая пьедестализация шоу-бизнеса. Хотя ставить знак равенства между этими двумя исполнителями никак нельзя. Стас Михайлов – триумфальный симбиоз попсы и блатняка – вне моего понимания. А Елена Ваенга привлекла безоглядной искренностью и непохожестью на фанерных фабриканток. Она нагло вторглась на «территорию любви», которой ранее безраздельно владели Лолита, Аллегрова, Валерия и пр., и переподчинила её себе. Как-то в будущем она распорядится плодами своего успеха?

Главным скандалом сезона чуть было не стал волнительный спич Леонида Парфёнова при вручении ему премии Влада Листьева. Было сказано много справедливо-крамольных слов про начальников и теленачальников, чувствовалась тоска по тому славному времени, когда начальником (главным продюсером НТВ) был и сам бунтовщик. Многие полагали, что отважного карбонария повяжут тут же в студии, но никаких оргвыводов не последовало. Парфёнов продолжил на Первом вести свои «Какие наши годы!».

Это – многолюдный театрализованный вариант «Намедни». «Человечество, смеясь, расстаётся со своим прошлым». В данном случае – героическим, трагическим. Советская родина в передаче предстаёт чудным, бестолковым проходным двором возле сталинской высотки – великую эпоху свели в шутку. Ничего-то не было: ни машин нормальных, ни видеомагнитофонов, ни свободы, ни джинсов, ни секса, а то, что было, представляется непутёвым и смешным… И на этом дурковато-карнавальном фоне несказанно вырастает наша славная действительность. Гламур-тужур! Теперь всё можно купить. От бананов до Карлоса Альберто! Поллитровка стоит как пять поездок на метро; любой продвинутый чиновник может иметь дворец здесь, банковский счёт в США, дом в Лондоне, яхту в Ницце… Разве мог о чём-то подобном мечтать советский мещанин из сталинской подворотни? Есть у нас ещё, правда, кое-какие недостатки, ну детей бездомных многовато, ширятся ряды педофилов, неуклонно растут наркотизация и коррупция, заводы подчас стоят, поля зарастают, народ дичает… Враги клевещут, что за 20 лет либеральный проект России ничего не дал, страна катится в пропасть, – а мы им на это ответим новым телепроектом об ужасах тоталитаризма.

Однако ТВ наше ни в чём практически не виновато, здесь – выдающиеся профессионалы, но действуют они в рамках, определённых для них гражданским обществом, которого нет, и начальством, которое есть. Ест и будет есть… Главное на ТВ, как и в других бизнесах, – прибыль. Советские телевизионщики стремились, развлекая, просвещать, они работали для людей, сейчас – для прибылей…

В этом телесезоне ящик восторженно вспоминал и чествовал тех, благодаря кому мы из проклятого прошлого рухнули в светлое настоящее: Горбачёва, Ельцина, Гайдара, Черномырдина… Даже как-то чересчур чествовал. До противного. Слова Бориса Пастернака «но пораженья от победы ты сам не должен отличать» стали телевизионным принципом во взгляде на новейшую историю. Позорные провалы предстают всё более великими победами. И наоборот.

Продолжил своё «ценное» дело в освещении истории войны Алексей Пивоваров на НТВ. Чтобы не осталось последних сомнений в сомнительности Великой Победы. При такой непомерной цене гордиться ею? Воевали не по правилам, забросали врага трупами – стыдиться надо и просить прощения у потомков нацистов… Как легко, манипулируя фактами, слегка их извращая, педалируя одни, упуская другие, с иронической усмешкой перевернуть всё с ног на голову и обгадить святое!.. В олигархическом цикле «Капитал.ру» Пивоваров скорбной иронии себе не позволял – сиял…

К счастью, прозападный взгляд на войну на нашем ТВ победил ещё не окончательно – на Первом с успехом прошла «Крепость» (телевариант замечательного фильма «Брестская крепость»), показали и другие хорошие фильмы про войну… Но главным сериальным хитом сезона остался всё равно «Глухарь» (НТВ), в котором совершён качественный скачок – главный положительный герой, если подходить к нему с нравственными мерками недавнего прошлого, – коррумпированный мерзавец. Вот с него и брали пример вчера милиционеры, сейчас – полицейские.

Завершать этот трагический обзор будем оптимистически. Отметим замечательные фильмы «Какраки», представленный в «Закрытом показе» на Первом, и «Человек у окна» (канал «Россия»). Артхаузная киночернуха смертельно надоела, а в названных картинах есть свет. Юмор, человечность, любовь… «Истина страстей и правдоподобие чувствований». Вот путь, по которому бы идти отечественному кинематографу. Снимать кино надо не для отборщиков зарубежных кинофестивалей, а для отечественных зрителей. А чтобы их увлечь, необходим талант. Сценаристов, режиссёров, актёров… И деньги. Которые нужно вкладывать именно в тех, кто обладает даром делания народного кино, – странно, когда Россия финансирует антироссийский депресняк.

«Культура», не связанная путами рейтинга, обращённая к возрастной интеллигентной аудитории, постепенно приобретает привлекательные черты и для более широкого круга зрителей. Замечателен новый проект Academia, который, надеюсь, будет продолжаться и расширяться, а также циклы «Те, с которыми я…» (ведущий – уникальный рассказчик Сергей Соловьёв), «… И другие» с Михаилом Левитиным… Крайне важны не прерываемый рекламой кинопоказ (советской и зарубежной классики) и документальная сетка. Вспомним выдающиеся фильмы: «Рерберг и Тарковский – обратная сторона «Сталкера», «Николай Карамзин. Несть лести в языце моём», «Русский заповедник»… Отметим, конечно, и программу «Контекст», и не только потому, что её ведёт главный редактор «ЛГ», а потому, что позиции просвещённого консерватизма представлены доселе на нашем ТВ крайне скудно, хотя близки они большей части образованного класса России.

И о телепогоде. Из того необъятного количества каналов, находящихся в открытом доступе (в некоторых районах Москвы их под тридцать), можно было бы собрать пять корневых: насыщенных, высококачественных, разнообразных, просветительских. Зачем нужны каналы-дублёры одного формата с однотипными шоу? Зачем распылять рекламные деньги по многим каналам, когда их можно сосредоточить на немногих лучших? Зачем вообще безоглядно подчинять российское ТВ рейтингу? Тем более что ему в отличие от других стран у нас нет никакого общественного противовеса. Почему бы наконец не отправить всё развлекалово куда-нибудь в кабель? Чтобы желающие за отдельные деньги могли наслаждаться «Домом-2», «Универом», «Очными ставками», шутками Булкиных и прочей гадостью, которая сейчас в открытом доступе, в том числе и в детское время.

Сколько всего (образование, здравоохранение…) у нас беспощадно реформируется по западным лекалам, но когда дело доходит до реформы ТВ, чтобы хотя бы остановить растление малолетних, то говорят: народ не дозрел. С нашим ящиком никогда не дозреет – сгниёт. Корень зла – бабло, «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Александр КОНДРАШОВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS