Всё уродство националистической идеологии, предательской политики и воровской экономики воплотилось в пятом президенте Украины. Но если сохранились остатки честности, они не позволят украинцам утверждать, что страна случайно оказалась в провале, что в него бросил её лишь злой гений Порошенко. Увы, с самого начала истории независимости Украина двигалась в этом направлении, а в 2004-м перешла на бег. Теперь бьёмся в каменном мешке, из последних сил оглашая мир воплями о своём достоинстве и величии.
Выходить из тупика, начинать движение в обратном направлении? Трудно, страшно и стыдно. Да и не привыкла страна к систематической работе по созиданию государства. Это один из украинских парадоксов, может, главный: народ трудолюбивый и умеющий работать, а вот в политическом, государственном строительстве – апатичный и беспомощный. Какую сферу жизни ни возьми, везде одно и то же – отсутствие цели, системы, логики. Другое дело, что этого от нас и ждут. Ведь задача, поставленная перед Украиной её хозяевами (в украинском, да и в российском, политическом обиходе целомудренно именуемыми «наши западные партнёры»), – саморазрушение и создание враждебного плацдарма вблизи России. И тут мы преуспели. Так, что даже сами ужаснулись в последнее время своим «успехам».
Но что делать, как выбираться? Системная и систематическая работа – не для нас. Отсюда и живучая популярность идеи евроинтеграции: мол, пусть ЕС придёт и устроит нам Европу! Расчёт на чудо, сотворённое чужими руками, – вот украинский выбор. Оказавшись в тупике, куда завели страну её подлые и жадные поводыри, народ решил не собирать силы, не находить настоящих вожаков, не искать свой путь, а… куда-нибудь катапультироваться с помощью президентских выборов.
От кандидата на высший пост в украинском государстве требовалось лишь одно – не быть похожим на предшественника. И вот на смену мрачному монстру Порошенко пришёл весёлый молодой затейник Зеленский. Маятник качнулся в другую сторону, не раз обманутый электорат с любопытством рассматривает новое обретение. Раздумывает: что подлее – обещать и не выполнить или ничего не обещать? Зеленский избрал второй вариант, проявив мудрость украинского образца. Избиратель оценил осторожность, но подвох всё более очевиден.
Зеленский принялся быстро оправдывать опасения. Посыпались невнятные, противоречивые и противоречащие главным ожиданиям людей намёки-заявления по ключевым для страны вопросам Донбасса и отношений с Россией, на экранах замелькали упитанные мальчики, скакнувшие со сцены на чиновничий подиум, из их уст полились подзабытые фразы из гарвардских учебников, слуги народа всех мастей ринулись в новую партию, которая, не существуя ни идеологически, ни физически, уже имеет чуть ли не 40% электоральной поддержки…
Неужели Украина, вроде бы выскочив из тупика, в него же вернулась? «Мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться». Когда Гамлет произносил эти слова, он размышлял о жизни и смерти. Украинцы тоже в очередной раз оказались перед тяжёлым выбором. Устранение Порошенко и его клики, отказ от его политики были для Украины вопросом жизни. В первые дни после выборов атмосфера освобождения и надежды ощущалась во всём. Люди на улице поздравляли друг друга с победой, как это было, наверное, в мае 1945 года.
Идёт время, дни переходят в недели, война в Донбассе продолжается, чётких действий во имя мира нет. Неясно с экономикой, долгами МВФ... Украина всё ещё вслушивается в агуканье нового любимца, подставляет руки, чтобы поддержать его на первых порах. Что вырастет из смышлёного, бойкого мальчика? Не обернётся ли это «незнакомое» новым, ещё большим злом?
Измаил, Одесская область