Язык и жизнь. Книга о русском языке – речи – слове. – М.: Русская школа, 2009. – 320 с.
«О дар слова, чтобы восхвалить тебя, потребен особенный дар!» – писал в IV веке Григорий Богослов. Язык и речь в наши дни настолько обесценились, что «особенный дар» стал остро актуален.
Книга Владимира Аннушкина, доктора филологических наук, заведующего кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, отстаивает право каждого человека «на осмысленную, достойную и эстетичную речь». Чистый и грамотный литературный язык и живая речь способны преобразить мир: по мнению В. Аннушкина, «народное благополучие, здравие, благоденствие, все формы народной жизни связаны с устройством современного языка».
Автор предупреждает, что его книга, как всякая, претенциозна, поскольку утверждает собственную точку зрения, и, как не всякая, оптимистична, ведь критикует нашу эпоху «не на грани нервного срыва». В ней собраны литературоведческие и публицистические статьи, лекции, доклады, эссе, реплики. Разные жанры позволяют и анализировать, и оценивать. Открывающая книгу статья «Русский язык и духовное состояние общества» публиковалась в «ЛГ» (№ 36, 2007).
Изучая контакты современного русского языка с языками народов стран дальнего и ближнего зарубежья и России, Аннушкин отстаивает его чистоту, считая недопустимыми такие нововведения, как «в Украине» (а почему тогда не «в Кубе»?), «Кыргызстан», «Таллинн». Он приводит факты «без-умия», «делания без ума»: на Украине, к примеру, заставляют русскоговорящих «думать по-украински» или нарушают принцип теории наименования, посягая на неприкосновенность имени: заменяют имя «Николай» на «Микола», а фамилию «Скворцов» на «Шпак». Почему тогда не назвать Джорджа Буша Георгием Кустовым? Отказ от русского языка в отдельных странах СНГ и Балтии Аннушкин называет не иначе как вандализмом, разрушением культуры, ведь так уничтожается культурное достижение, теряется возможность рецепции одной из национальных литератур на всём постсоветском пространстве и в других странах русского мира.
По мнению Владимира Аннушкина, преподавателям риторики следует обучать слушателей не только орфоэпическим нормам, но главным образом речевому творчеству. Всякий социальный труд – труд речевой, предполагающий эффективность коммуникаций в деловой сфере, поэтому автор в ряду других тем – «Язык и общество», «Язык и семья», «Язык и школа», «Язык и политика» – уделяет внимание теме «Язык и дело». Если обществу неясен замысел, к примеру, экономических реформ, то социальная жизнь не улучшится. Специально Аннушкин рассматривает и проблему «Язык и СМИ», в дополнение к ней публикуя свой «Дневник массового коммуниканта за 2006 год» – тягостные впечатления от просмотра телепередач.
Автор книги проявляет себя в разных областях филологического знания: формирует методологию риторического образования на базе античной, русской классической и современных зарубежной и русской научных школ; определяет существо современной риторики; уточняет значения понятий «филология» и «словесность»; даёт практические советы педагогам, объясняя, к примеру, как строить учебные монолог и диалог.
Назовём основные постулаты, которые Аннушкин рекомендует отстаивать в общественном сознании: «Каков язык, такова и жизнь»; «Каков язык, таков и человек»; «Культура выражает себя через язык, а хорошая речь может основываться только на культуре»; «Стиль жизни формируется стилем речи»; «Стиль речи создаёт общественный настрой».
Владимир Иванович Аннушкин – председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, организатор конкурсов ораторского мастерства. С 1994 года учёный выпустил более десятка учебников и хрестоматий по риторике, а также монографий о ней. Риторика рассмотрена В. Аннушкиным в контексте истории, политики, дипломатии; помимо учебников отдельными изданиями выпущены вводный курс и экспресс-курс риторики.
, доктор филологических наук