В декабре 1966 года в Пекине вышел сборник «Цитаты Председателя Мао Цзэдуна» под названием «Ветер с Востока одолевает ветер с Запада»: 105 высказываний кормчего. После саммита стран – членов БРИКС в ЮАР какие-то можно вспомнить. Теперь в объединении не пять, пусть и значимых, стран, а одиннадцать – полноценное членство новых начнётся 1 января 2024 года.
Чем не символ усиления восточного и южного ветров, почти по Мао? Также очевидно, что в переменах на мировых просторах вырастает роль России. В 2024-м она станет председательствовать в БРИКС. Соображениями о происходящем поделился с журналистами заместитель главы МИД РФ, шерпа России в БРИКС Сергей Рябков.
Слушая его, не мог не вспомнить, что аналитик Вероника Крашенинникова неделю назад точно подметила в своей колонке в «ЛГ» и возможные проблемы (например, кто будет главным бенефициаром саммита), и возможный позитив встречи в Йоханнесбурге. Итак, к
Бразилии, России, Индии, Китаю и ЮАР добавляются ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран, Аргентина, Египет, Эфиопия. Сергей Рябков заметил: «Надо посмотреть, как эта «футбольная команда», используя выражение Сергея Викторовича Лаврова, проявит себя на поле, насколько она сыграна, и потребуется, наверное, время для притирки и обмена опытом». Да, ни для кого не секрет, что проблемы, шероховатости имеются.
Например, прошёл слух, что Новый банк развития БРИКС якобы не намерен финансировать проекты РФ. Сергей Рябков разъясняет: «Отказа Нового банка развития от финансирования проектов в России не произошло: возникли сложности в реализации некоторых аспектов этой работы в силу санкционного прессинга западной, враждебной нам группы». И, уточнил Рябков, «с приходом к руководству Нового банка развития Дилмы Русеф, бывшего президента Федеративной Республики Бразилия, видим стремление менеджмента финансового объединения найти креативные пути решения проблемы». Красиво сказано, хотя пока, как можно понять, решения нет.
Ещё одна волнующая тема: смогут ли вступать в БРИКС западные, «недружественные», страны? «Государство, изъявившее такое желание, не должно вводить санкции против стран – участниц объединения, и, если кто-то хочет к нему присоединиться, от такой политики надо отказаться», – заметил Рябков.
Есть вопросы и в связи со странами-новобранцами. В Аргентине, к примеру, в октябре выборы, в них нынешний глава страны не намерен участвовать. Не исключено, что может победить его полный антипод. Что дальше?
«Мы никогда во внутриполитические дела какой бы то ни было страны не вмешиваемся, – сказал Рябков, – это не наш вопрос, пусть избиратели в каждой стране решают… Что будет дальше, это вопрос не к нам, а к Аргентине и аргентинцам». Пока же все страны, приглашённые в БРИКС, подтвердили готовность работать в объединении.
Появится ли общая валюта БРИКС? Сергей Рябков отметил: «Продолжаются консультации относительно формирования в рамках БРИКС эффективных, независимых от Запада платёжных инструментов, а также безопасной платформы для многосторонних трансграничных расчётов». Также Рябков уверен, что страны набирающего силу объединения найдут способ противостоять давлению Запада, а оно, конечно, не ослабнет.