«…Фрагменты…». – Новосибирск: ННП «Дель арте», 2008. – 236 с.: ил.
Книга работающего в последние годы в Новосибирске, но хорошо известного всей театральной России режиссёра и педагога называется «Фрагменты», что как нельзя лучше отвечает жанру режиссёрских записей для памяти. Она и внешне выглядит как толстая тетрадь или альбом с любимыми фотографиями, где можно записать внезапно посетившую догадку, кажется, никак не связанную с основным руслом постоянных размышлений (это неотвязные мысли про чеховский «Вишнёвый сад», дарующие энергию и питающие фантазию). Тут же возникают поправки, факсимиле рукописных комментариев, даже полемика с самим собой.
Изяслава Борисова называют режиссёром филологической хватки – тексты его написаны в мерцательной и скользящей речевой манере, стилистически сложной, но от этого особенно увлекательной. Книга, однако, содержит кроме потока ассоциаций и приступов вдохновения, которые он сам называет «бунтом воображения», неиссякаемый поток благодарности всем дорогим ему людям – учителям, коллегам, с которыми свела судьба в разных городах страны, – художникам, композиторам, звукорежиссёрам и даже… критикам (фрагменты рецензий, значимых для режиссёра, в неё тоже включены).
Тонкие характеристики коллег соседствуют здесь на равных с актёрскими и режиссёрскими «посланиями» автору, что тоже прекрасно его характеризует. Включённые в книгу строки художника Владимира Фатеева, режиссёра Вячеслава Кокорина или актрисы Халиды Ивановой поражают яркостью, остроумием и искренней любовью к «объекту внимания».
Но всё же трогает не только это.
И. Борисов интересен как писатель, пытающийся зафиксировать на бумаге процесс творчества, которое полагает особым способом перетекание энергий. Этому научили репетиции великого Анатолия Эфроса, на которых автору «Фрагментов» довелось присутствовать. В этом убедила режиссёра и педагогическая его практика, длящаяся уже многие годы.
Особенно радует, что органический темперамент Борисова никогда не становится синонимом суетности. Недаром любимая его поговорка: «Умный побеждает неохотно».
Режиссёра Изяслава Борисова сложность задач никогда не пугала.
Он не страшится тупика, ибо знает, что подобная ситуация всегда рождает «энергию выхода». Будучи художником тонким и независимым, он не боится остаться в меньшинстве, сохраняя опасную непоседливость нрава и динамического стереотипа карьеры.
Парадоксы творческой судьбы этого талантливого человека, до недавнего времени быстро и по видимости легко менявшего города и сцены, – завидный пример постоянства художника, преданного избранному пути в искусстве.