Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Калейдоскоп мимолётностей

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Изяслав Борисов. «…Фрагменты…». – Новосибирск: ННП «Дель арте», 2008. – 236 с.: ил.

Книга работающего в последние годы в Новосибирске, но хорошо известного всей театральной России режиссёра и педагога называется «Фрагменты», что как нельзя лучше отвечает жанру режиссёрских записей для памяти. Она и внешне выглядит как толстая тетрадь или альбом с любимыми фотографиями, где можно записать внезапно посетившую догадку, кажется, никак не связанную с основным руслом постоянных размышлений (это неотвязные мысли про чеховский «Вишнёвый сад», дарующие энергию и питающие фантазию). Тут же возникают поправки, факсимиле рукописных комментариев, даже полемика с самим собой.

Изяслава Борисова называют режиссёром филологической хватки – тексты его написаны в мерцательной и скользящей речевой манере, стилистически сложной, но от этого особенно увлекательной. Книга, однако, содержит кроме потока ассоциаций и приступов вдохновения, которые он сам называет «бунтом воображения», неиссякаемый поток благодарности всем дорогим ему людям – учителям, коллегам, с которыми свела судьба в разных городах страны, – художникам, композиторам, звукорежиссёрам и даже… критикам (фрагменты рецензий, значимых для режиссёра, в неё тоже включены).

Тонкие характеристики коллег соседствуют здесь на равных с актёрскими и режиссёрскими «посланиями» автору, что тоже прекрасно его характеризует. Включённые в книгу строки художника Владимира Фатеева, режиссёра Вячеслава Кокорина или актрисы Халиды Ивановой поражают яркостью, остроумием и искренней любовью к «объекту внимания».

Но всё же трогает не только это.
И. Борисов интересен как писатель, пытающийся зафиксировать на бумаге процесс творчества, которое полагает особым способом перетекание энергий. Этому научили репетиции великого Анатолия Эфроса, на которых автору «Фрагментов» довелось присутствовать. В этом убедила режиссёра и педагогическая его практика, длящаяся уже многие годы.

Особенно радует, что органический темперамент Борисова никогда не становится синонимом суетности. Недаром любимая его поговорка: «Умный побеждает неохотно».

Режиссёра Изяслава Борисова сложность задач никогда не пугала.
Он не страшится тупика, ибо знает, что подобная ситуация всегда рождает «энергию выхода». Будучи художником тонким и независимым, он не боится остаться в меньшинстве, сохраняя опасную непоседливость нрава и динамического стереотипа карьеры.

Парадоксы творческой судьбы этого талантливого человека, до недавнего времени быстро и по видимости легко менявшего города и сцены, – завидный пример постоянства художника, преданного избранному пути в искусстве.

Александр ИНЯХИН

Обсудить в группе Telegram

Александр Иняхин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS