Анна Родионова. Карнавал. – СПб.: Балтийские сезоны, 2020. – 480 с.: ил. – 1000 экз.
Можно с уверенностью сказать, что для большинства читателей имя автора этой книги мало что значит. Но стоит упомянуть о том, что она является автором сценария широко известного фильма «Карнавал» с несравненной Ириной Муравьёвой в главной роли, как сразу всё встанет на свои места и в ответ раздастся возглас узнавания и одобрения: «Ну конечно! Ну как же! Знаем, знаем...»
Мне удалось прочесть «Карнавал» задолго до того, как посмотрел картину. В руки попался сборник «Киносценарии», где был опубликован этот текст, который, кстати, несколько отличается от того, что сотворила культовый режиссёр Татьяна Лиознова. Долгое время я пребывал в заблуждении, что, кроме этого, особых творческих заслуг за Анной Родионовой не числится. Тем интереснее было прочитать сборник её прозы и кинодрам, которые наглядно подтвердили, что успех «Карнавала» был отнюдь не случайностью.
Помимо шести киноповестей в книгу вошёл содержательный блок прозаических сочинений писательницы, состоящий из автобиографических, биографических, путевых и иных работ.
Разумеется, были и опасения. Как говорят, киношники – пробивной народ, невольно ждёшь от такого рода литературы некоторой легковесности, скорописи, если не халтуры.
Но этого не случилось. Наоборот, посчастливилось встретиться с первоклассной, качественной и разнообразной прозой.
Сценарии, понятно, жанр специфический: на любителя. А вот проза доступна и понятна каждому. Случай с Анной Родионовой особого рода: её новеллы во многом опираются на конкретный жизненный материал.
А. Родионова – не только писательница и сценаристка; она и актриса, и педагог, и потрясающе красивая женщина, и многодетная мама. Кроме того, судьба сама, как по заказу, подбрасывала ей интересные события, знакомства, встречи, путешествия, беседы. Её жизнь предстаёт как калейдоскоп ярких эпизодов и сцен. Причём знаковых отношений и подробностей так много, что иногда кажется, что писательница не старается выжимать из них по максимуму, а разбрасывается, можно сказать – транжирит.
Рассказывая о юных годах, она мельком упоминает: «В школе я училась с Колей Караченцовым. Мы с ним вместе в редколлегии школьной стенгазеты промаялись несколько лет. Колька классно рисовал, у него отец был художник Пётр Караченцов, делал иллюстрации в «Огоньке». А мама балерина». Кратчайшее объяснение истоков таланта и пластики актёра.
После этого о Караченцове следует ещё один абзац – сцена репетиции в школьном драмкружке. И всё; повествование стремительно движется дальше. Другой автор постарался бы как можно больше растянуть выигрышный эпизод отношений со всеобщим любимцем. Родионовой это не нужно.
Чуть более развёрнуто она повествует о знакомстве с талантливой, но рано ушедшей художницей Надей Рушевой и также трагически погибшей на борту лайнера доктором Лизой Поскрёбышевой.
Учёба во ВГИКе и Литературном институте, работа в Театре имени Моссовета обогатили писательскую копилку новыми незабываемыми впечатлениями: Александр Вампилов, Николай Губенко, Юрий Завадский, Юрий Казаков, Наум Коржавин, Нонна Мордюкова, Евгений Стеблов, Маргарита Терехова, Геннадий Шпаликов – список знаменитостей, с которыми довелось соприкоснуться, можно продолжать до бесконечности.
Своеобразного апогея «звёздное» окружение Родионовой достигает в саге «Внуковские придурки». Это уже не созвездие, а целая галактика! Ольга Аросева, Андрей Битов, Артём Боровик, Фазиль Искандер, Ирина Купченко, Василий Лановой, Сергей Образцов, Булат Окуджава, Алла Покровская, Инна Чурикова, Сергей Юрский (это малая толика гостей) – вот какие люди скрашивали её семье дачное существование!
Но ведь и о знаменитостях можно написать невыразительно. А тут первое, что бросается в глаза, – это стиль и язык. Слог прозы Анны Родионовой лёгок, гибок, изящен и в то же время прост, лишён какой бы то ни было манерности.