Теперь я горжусь, что мне позволено числить себя в друзьях химкинского муниципального театра «Наш дом» и потому не стыдно признаться, что впервые я шла туда не без снобистского высокомерия. Но это в прошлом…
Главный режиссёр и художественный руководитель театра Сергей Постный собрал замечательный коллектив. Люди, преданные профессии, обладающие талантом и редким в наше время даром беззаветного служения – не за деньги, не ради славы, а по велению души, по требованию сердца…
Режиссёры столичных театров нередко жалуются: существовать театру в современной суетной жизни очень сложно. Практически невозможно собрать на постановку актёров, жадно снимающихся, зарабатывающих деньги всеми возможными способами. И жертвенности уже нет: не выйдет артист на сцену, как раньше, с высокой температурой…
А в «Нашем доме» ведущие артисты Евгений Крохин и Евгений Мушко отказываются от съёмок, если в театре идут репетиции… Хотя приглашают их нередко – актёры редкого дара, темперамента и мастерства. Впрочем, практически все их коллеги работают по высокому счёту: вот Григорий Баранов снялся в «Горячих новостях», где его партнёрами были Сергей Гармаш, Андрей Мерзликин и Мария Машкова. И Елена Сачук, красавица и умница, в «Каникулах любви» выступила на равных со звёздами – Ириной Гринёвой, Дмитрием Харатьяном и Анатолием Лобоцким…
По большей части актёры театра – ученики Сергея Постного. Разных лет, но одинаковой преданности своему творческому дому. Они играют, ставят, оформляют… Талант их, кажется, безграничен. Великое счастье, что он может воплотиться на крохотной химкинской сцене. Они живут тем, что делают. И постановки становятся отражением жизни: несколько лет назад премьеры переворачивали душу трагизмом: «Калигула», «Дело Поприщина» – классика, созвучная современности; отчаяние безысходности, от которой можно сойти с ума. Но времена меняются, и зрителя пригласили на добродушную комедию «Старый друг лучше новых двух», позвали поразмышлять и посмеяться над шукшинскими «Страданиями…». И вот уже вселяют надежды на лучшее «Мой бедный Марат» по Арбузову и «Доктор. Первый год» по Булгакову.
Для меня отдельно стоит лесковский «Левша» – спектакль, любимый и публикой, и актёрами. Играют его не просто темпераментно – на каком-то надрыве, на пределе, что непременно передаётся зрителю: зал остро и мгновенно реагирует на перепады эмоционального строя, смеясь до слёз и – плача к финалу. Занята почти вся труппа, и ни одна роль не воспринимается незначительной, проходной, неважной…
Лишь недавно вдруг поняла, в чём тут дело: да они все в «Нашем доме» – Левши! Вот так же беззаветно, не ради, а во славу рвут сердце и дарят талант… Для героя – Россия, для них – русский театр. Вот чему они служат.
Недавно театр отметил пятнадцатилетие. С чем он пришёл к годовщине?
С любовью публики, приезжающей из других городов, от столичных театров в крохотное помещение, душный зал. Со зрителями, каждый из которых произносит: «Наш дом» с придыханием и считает другом всякого, у кого слышит ту же интонацию. С богатейшим репертуаром, по которому можно воспитать детей патриотами, с искренней любовью к людям, их простым заботам и высоким чувствам.
А ещё они с гордостью могли бы сказать, что в сложное время, когда так часто говорят о кризисе культуры, они, не призывая и не провозглашая, бережно сохраняют русский театр. Репертуарный. Основанный на классике. Здесь даже абсурдистскую пьесу Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо» Владимир Красовский поставил, по выражению московских коллег, «в лучших традициях русского театра». И, уверяю вас, получился потрясающий спектакль!
Только сами они ничего подобного не скажут. Они ведь не ради красивых слов работают. Просто не умеют жить вне профессии, без тишины в зале, прерываемой судорожным вздохом эмоционального зрителя. И благодарны нам за смех, за слёзы, за аплодисменты и крики «Браво!». Это – главная оценка их труда…
В этом театре понимаешь, что такое классика – когда гоголевские или мольеровские пассажи вписываются в наше время, как хроника. И один спектакль не похож на другой. Именно поэтому у него так много настоящих друзей, верных поклонников. Не только в Химках – театр показывал свои постановки на фестивалях в разных городах России и Украины, на гастролях в Германии… И не знаешь, какое признание таланта значимее – грамоты, дипломы и призы (в том числе зрительских симпатий!) или цветы, сорванные в антракте чопорным немцем с клумбы (!) и преподнесённые русской актрисе Ирине Крохиной – милой Пульхерии Ивановне в «Старосветских помещиках»…
А ещё они пришли к пятнадцатилетию с робкой надеждой на то, что трудности всё-таки одолимы. И им, вынужденным зарабатывать в условиях, в которых заработать невозможно, всё-таки преподнесут подарок – «Юбилейный». Бывший кинотеатр, так много лет стоявший пустынным, потом обещанный театру, после многолетних трудностей всё-таки документально закреплён за «Нашим домом». Дело осталось за малым – найти денег на достойный ремонт здания. А средства нужны немалые: не только украсить и облагородить, но и оборудовать механикой, звуком, светом; построить и «одеть» сцену, подготовить костюмерные и гримёрные; оформить, обставить и создать удобства для зрителей…
Но уж если всё будет сделано – лучшего подарка городу не придумать. Театр и сегодня, в стеснённых условиях, оброс друзьями, прирастает молодёжью. Сюда приходят не только студенты Сергея Юрьевича Постного, но и – простите за тавтологию! – ученики его ученицы Анастасии Агений, которая руководит громко заявившей о себе и уже продемонстрировавшей недюжинный талант юных химчан студией «Шаги». До открытия нового здания ещё ох как много времени, а мы, старые и новые друзья «Нашего дома», уже предвкушаем клубную обстановку, сплочение театралов, новые возможности…