Недавно депутаты городской думы Тарусы, города, с которым в моей жизни многое связано, рассмотрели проект решения «Об утверждении перечня улиц города Тарусы, подлежащих переименованию». Смысл документа: вернуть ряду улиц Тарусы исконные, дореволюционные названия.
Депутаты в итоге поддержали инициативу, а также, что, на мой взгляд, важно, предложили учредить городской штаб по проведению организационной и информационно-разъяснительной работы.
Таруса – не очень большой город, с размеренной жизнью, имеющий, однако, богатую историю. Вот принято решение переименовать улицу Ленина в Калужскую. А это та самая калужская дорога, которая тянется из Москвы через Серпухов и Тарусу на Калугу, та самая дорога, о которой в 1916 году наша замечательная поэтесса Марина Цветаева писала: «Перекрещусь – и тихо тронусь в путь / По старой по дороге по калужской».
Инициатива возвращения части тарусских улиц исконных названий возникла не на пустом месте, вопрос обсуждался в течение последних десяти лет.
Все мы знаем, что улицы российских городов – особенно когда речь заходит об их центральных частях – носят фактически одни и те же названия. Почти в каждом центре есть улицы Ленина, Володарского, Урицкого, Свердлова, Луначарского и т.д. Появляется определённая размытость не только исторического ландшафта, но и исторической идентичности: всё одинаково. Между тем во всех городах есть очень красивые старые, совсем не случайные названия, имеющие свой смысл и зачастую без политического подтекста.
Считаю, что осмысленное возвращение исторических названий не имеет ничего общего с либеральной политической концепцией «десоветизации» истории. Я, как тарусянин, категорически против либеральных концепций десоветизации, декоммунизации и т.д. Эти концепции появились в начале 1990-х и, совершенно очевидно, были направлены не против каких-то злоупотреблений и несправедливостей, а, по своей сути, на разрушение российской государственности. При этом вряд ли правильно сохранять огромное число старых коммунистических названий, особенно когда это касается памяти о людях, репутация которых, мягко скажем, не очень хорошая. Поэтому депутаты своим решением убрали имена тех, кто запятнал себя участием или соучастием в убийствах невинных граждан, террором, радикализмом.
Думаю, что в принципиальном плане при возвращении исторических названий чрезвычайно важно сохранять преемственность с советским периодом русской истории. В Тарусе сохранено немало старых советских названий. Остались улицы Пролетарская, Советская, Ворошилова, сохранился переулок Ленина в новом районе Тарусы и другие. А вот площадь Ленина стала Соборной, как это было до 1917 года, Октябрьская улица стала Воскресенской, улица Каляева – Боголюбской. В общей сложности вернулись исторические названия 16 улиц.
Не буду скрывать: после принятия решения о переименовании улиц на депутатов тарусской городской думы стали оказывать политическое давление. Представители некоторых политических сил начали требовать, чтобы дума отменила своё решение. Но оно легитимно, возникло после длительных обсуждений, и любые попытки заставить депутатов изменить его, на мой взгляд, некорректны.
Возвращая исконные названия улицам, мы можем в полной мере сохранить историческую преемственность как с дореволюционной, так и с Советской Россией. Полагаю, подобный подход стоит только приветствовать.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Реагируют на переименования не только «представители некоторых политических сил», но и обычные люди. Например, в Сети пишут: «Забавно, что улица Розы Люксембург раньше называлась вовсе не Посадской. Она была Кладбищенской, потому что ведёт от площади к старому кладбищу. Даже памятная табличка на одном из домов имеется. А Володарского раньше была Садовой, но Садовая в городе уже есть, поэтому решили назвать её именем моряка Василия Прончищева». Вызывают вопросы и некоторые другие переименования. Скажем, названия улиц в честь всемирно признанных учёных Маркса и Энгельса заменены «исконными», но почему их имена не присвоили каким-то другим улицам? Их труды много значили для нашей страны, интерес к ним ныне растёт. Остался переулок имени основателя СССР Ленина. Может, логичнее было бы и переулок переименовать – в тупик? Не будет в Тарусе и Декабристов. Что, их самоотверженности не было в нашей истории? Или что, тарусяне не участвовали в ударных стройках и других героических свершениях, подвигах комсомольцев-добровольцев, в том числе в Великой Отечественной? Или юные тарусяне не распевали хорошие песни у пионерских костров? Ведь комсомол и пионерия – яркие страницы советской истории.
Задаются люди и таким вопросом: почему переименование затеяно в столь непростое время (и речь не только о пандемии), когда средства целесообразнее направлять на что-то более неотложное?
Вроде бы думали-решали десяток лет, однако начинание оставляет у многих двоякое впечатление. Исторические названия действительно бывают благозвучнее. Но возникает и недоумение: что это изменит для города? Почему решили без участия народа? Почему «информационно-разъяснительная работа» затевается не «до того», а «после того»?
Новая волна переименований, похоже, может набрать силу в стране. Не следует ли ещё раз задаться вопросом, насколько это уместно вообще, и в особенности сейчас. Может, сосредоточиться на решении более важных проблем?
ДОСЛОВНО
Оплатит «Двуглавый Орёл»
На днях учредитель телеканала «Царьград», бизнесмен Константин Малофеев, встретился с главой администрации Тарусского района Русланом Смоленским (на фото).
– Мы хотели бы поблагодарить от имени общества «Двуглавый Орёл» Руслана Владимировича, общественность Тарусы и депутатов за принятие исторического, очень важного решения, – сказал Малофеев. – Для нас всех, русских людей, которые утратили названия своих улиц и своих городов за десятилетия борьбы со всем русским прямо в России, это очень важный шаг. И именно в Калужской области приняли первую концепцию национальной политики, которая определила русских как государствообразующий народ – ещё до Конституции.
Р. Смоленский поблагодарил К. Малофеева за поддержку, подчеркнул, что они получают сообщения со всей страны, будто бы чувствуя её дыхание.
– Множество людей нам говорят: «Ребята, если вы устоите, если не сдадитесь, мы пойдём по вашему пути возрождения наших русских традиций, нашей веры, всего того, что сделало нас когда-то великой огромной империей», – сказал Смоленский. Константин Малофеев заверил, что «Двуглавый Орёл» полностью берёт на себя финансирование возвращения исторических имён улицам и главной площади Тарусы.
Список переименований улиц Тарусы
Розы Люксембург – Посадская
Пионерская – Огородная
Урицкого – Лесопильная
Луначарского – Кирпичная
Карла Либкнехта – Тарусская
Энгельса – Ивановская
Свердлова – Овражная
Карла Маркса – Полевая
Ленина – Калужская
Декабристов – Городская набережная
Каляева – Боголюбская
Нерезова – Широкая
Октябрьская – Воскресенская
Площадь Ленина – Соборная
Володарского – Прончищева
Комсомольская – Серпуховская
В ТЕМУ
На пустом месте
Анатолий Салуцкий, писатель, Таруса
Вообще, это нормально, когда уходят топонимы, не очень понятные молодёжи. Сам факт обновления не смущает. Но удивило, что переименования превратили в акцию. Это вызвало обострённые оклики.
Исторические названия возвращать можно, но важный вопрос в достаточной мере не обсудили с горожанами. Свою неприглядную роль сыграло и телевидение. В программе Брилёва сюжет о Тарусе был преподнесён в провокативной манере: у местных жителей интересовались, что сделали для Тарусы Люксембург и Либкнехт? Но ведь и Пушкин по этой логике для тарусян ничего не сделал… Брилёв так расставил акценты, что это не могло не вызвать скандала. Между тем в Тарусе за последнее время отремонтированы все дороги, она стала прекрасным чистым городком. Но Брилёва это не заинтересовало, использовал информповод для сомнительных идеологических обобщений.
Таруса – туристическое место, своеобразное явление культуры, а потому, мне кажется, стоило бы присваивать улицам и писательские имена. Паустовский, Заболоцкий, Ахмадулина, Ариадна Эфрон, Юрий Кузнецов – все они были связаны с Тарусой, но на карте города, увы, не отмечены. Если бы процесс шёл несколько лет, то каждое переименование стало бы литературным праздником, культурным событием, а не поводом для конфликта, который создан, по сути, на пустом месте.