В Музее современной истории России работает выставка «Возрождение Суздаля и его тревоги»
Название города влияет на его судьбу точно так же, как имя – на судьбу человека. Согласно одной из версий, Суздаль получил своё наименование от древнерусского глагола «зижду» – строю, творю, созидаю. Творения безвестных русских зодчих составили мировую славу этого города.
То, что Суздаль до сих пор существует на карте России, факт, сам по себе достойный удивления. Единственное, что мог предъявить миру город, где испокон веку не было ни крупных промышленных предприятий, ни больших ярмарок, – это удивительные по красоте храмы и монастыри. Так что легко себе представить, что осталось бы от всей этой красоты, если бы сознательные революционные массы взялись за дело разрушения старого мира более основательно.
Впрочем, кое-что они сделать успели. Когда видишь в витринах правительственные реляции относительно скорейшего разбора того или иного храма, дабы у горожан не было недостатка в камне и кирпиче для нужд личного строительства, и фотографии изуродованных взрывами церквей, ловишь себя на том, что лет за пять–семь от исторической части города действительно могло не остаться камня на камне. А ведь древнейшим из этих камней более тысячи лет. И если бы всё сводилось только к антирелигиозному фанатизму (который, по сути, пострашнее религиозного), это ещё можно было бы как-то объяснить ненавистью к церкви как «орудию классового угнетения». Но ведь не щадили и подлинно исторических реликвий: под кувалду рабоче-крестьянского гнева попала могила национального героя – князя Дмитрия Пожарского, местом последнего упокоения которого стал Спасо-Евфимиев монастырь (крест над ней был восстановлен только в 2008 году, а осколки прежнего мраморного надгробия стали музейным экспонатом).
Выставка, которую суздальские музейщики привезли в столицу, – нечто большее, чем традиционный «отчёт о проделанной работе», хотя если откровенно, то иначе как научным и гражданским подвигом результат этой многолетней работы и не назовёшь. Но в победном звоне литавр можно расслышать и трагические аккорды. Даже при беглом взгляде на экспозицию вынуждаешь себя признать: историческое беспамятство – наша коллективная болезнь и излечению она поддаётся с огромным трудом. Вот под стеклом письмо-меморандум академика П.Л. Капицы секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову о состоянии памятников Суздаля с конкретными предложениями по их сохранению, написанное в 1945 году. Под сукно его, по всей видимости, всё-таки не положили – реставрационные мастерские были созданы в том же году, но большинство храмов до середины 50-х годов находилось в ужасающем состоянии. В тех же 50-х городские власти не придумали ничего лучшего, как на главной площади города устроить гараж! Не успели…
В 1958 году было принято решение о создании Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Суздаль вошёл в знаменитое Золотое кольцо России, и к нему вереницей потянулись туристические автобусы. Постепенно из города были выведены все исправительные учреждения, размещавшиеся в окрестных монастырях ещё с 30-х годов. В 1978 году ЮНЕСКО включила памятники Суздаля в список объектов Всемирного наследия. Но стать меккой мирового туризма Суздалю так и не довелось, потому как для этого помимо исторических древностей и ландшафтных красот, коих здесь в изобилии, необходима такая тривиальная вещь, как туристическая инфраструктура: приличные дороги, оснащённые соответствующими удобствами отели и т.д. и т.п. Всего этого в Суздале нет до сих пор, так что неимоверные усилия сотрудников музейного комплекса могут оценить лишь немногие путешественники-энтузиасты, в основном из числа наших соотечественников. Иностранцам в большинстве случаев такой энтузиазм не по зубам.
Их автобусы останавливаются здесь, как правило, лишь на пару часов, но обзорная экскурсия, и это прекрасно известно и самим туристам, и сотрудникам музейного комплекса, может дать только общее представление о городе, но не оставляет времени для того, чтобы проникнуться его неповторимой атмосферой, понять и почувствовать его уникальность, непохожесть на другие старинные русские города. Но для этого путешественникам потребовалась бы хотя бы пара дней неспешных странствий в пространстве и во времени. Вот только по части комфорта иностранцы народ весьма привередливый. И при высокой конкуренции между популярными туристическими объектами шансы Суздаля, при всех его подлинных достоинствах, не так велики, как он того заслуживает. Впрочем, в аналогичном положении находится подавляющее большинство прекрасных старинных русских городов, но кого это тревожит, кроме музейщиков и иных ревнителей русских древностей?..
В последнем зале над огромным фотопанно с панорамой Суздаля выведены слова Тонино Гуэрра: «Этот город, как большая ветка дерева, на которой застыли капли дождя. Каждая блистает как бриллиант. Какое божественное зрелище! Но как это непрочно. Как хрупко…» Сам зал можно рассматривать как летопись священной войны, которую повели суздальские музейщики с чиновниками всех мастей и рангов, возомнивших, что эта древняя земля теперь их «боярская вотчина», коей можно править по принципу «что хочу, то и ворочу». Массовая эпидемия, начавшаяся в 20-х годах минувшего века, в начале нынешнего дала серьёзнейший рецидив: началась бесконтрольная застройка новомодными особняками уникального природного исторического ландшафта. Прикупит нувориш себе земелюшки и отгрохает персональный замок с видом на исторические древности. Красота! Да и желающих обустроиться с комфортом в исторической части города тоже хватало. Музейщики бросились спасать национальное достояние от новоявленных вандалов и варваров. Иначе суздальские древности постигла бы участь египетских пирамид – частные дома на плато Гизы подступают к ним почти вплотную. Одиннадцать заповедных лугов получили статус природно-исторического памятника, то есть захапать их в частную собственность уже никому не удастся.
Война эта шла не один год, её «летопись» можно увидеть здесь же: публикации в местной и центральной прессе, депутатские запросы и чиновничьи отписки. Если вчитаться в эти документы, станет ясно, что «бумажная» война столь же кровопролитна, как и любая другая, даром что льётся в ней не кровь, а чернила. В реалиях нашего циничного времени это кажется невероятным, но в итоге было принято соответствующее постановление, согласно которому в исторической части города ни один камень не может быть сдвинут с места без согласия музейщиков! Как говорится, невероятно – но факт! Этим самоотверженным людям удалось отстоять свой город, доказать, что Суздаль у России один. Но ведь и Новгород Великий – один. И Ярославль. И Санкт-Петербург. И Москва…
Выставка работает до 5 сентября