Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Каменный цветок» расцвёл вновь

01 января 2007

СОБЫТИЕ

Оксана Кардаш (Катерина) в сцене из спектакля;Михаил ГУТЕРМАНЮрий Григорович поставил свой знаменитый балет на сцене Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Не отошлю читателя в 1957 год, когда молодой балетмейстер произвёл своим спектаклем фурор на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра. Не стану вдаваться в трюизмы вроде «балет-легенда», «балет-новация», открывшая новую главу в истории нашего хореографического искусства и противопоставившая драмбалету «симфонический танец». Эстетические прозрения Григоровича и его верного соратника художника Симона Вирсаладзе давно стали классикой отечественного балетного театра. Отечественной культуры. Повторить их достижения не удаётся никому, хотя едва ли не все вольно или невольно следуют в фарватере их художественных открытий; более талантливые, по-своему перерабатывая и осмысляя, менее – просто механически используя в собственных опусах.

С вершины времени ещё больше оцениваешь сотворённое выдающимися мастерами. Достаточно вспомнить, что либретто по мотивам уральских сказов Павла Бажова по-прежнему таит немало каверз для постановщика, а партитура последнего балета Сергея Прокофьева по своим художественным достоинствам серьёзно уступает его же «Золушке» и «Ромео и Джульетте». Неслучайно потерпела фиаско постановка даже такого крупного балетмейстера, как Леонид Лавровский, предшествующая спектаклю Григоровича, да и последующие версии до уровня спектакля Григоровича явно недотянули.

Осуществляя новую редакцию балета, Юрий Николаевич стремился к усилению динамики. Подобно Микеланджело, отсекающему лишние куски каррарского мрамора для создания собственных шедевров, Григорович безжалостно отсёк несколько пантомимных сцен, сократив повествование с трёх до двух актов. А использование вальса из Седьмой симфонии Прокофьева позволило уплотнить танцевальную структуру балета. Упразднена дорогая Бажову Огневушка-поскакушка, открывающая Катерине дорогу в её поисках любимого, но «бытовые» детали сюжета, исчезнув, лишь усилили метафорическую ёмкость произведения. Тонко чувствующий время, его темпоритм, меняющееся зрительское восприятие, хореограф органично совмещает зрелищность и драматизм.

«Каменный цветок» будто концентрат художественных идей автора, которые разовьются с предельной степенью эмоционального воздействия в последующих сочинениях Григоровича. Первое «высвечивание» за прозрачным декорационным супером Данилы, слившимся с природой в поисках живого цветка для модели будущей вазы, – прообраз знаменитых григоровичских просцениумов. Бурный цыганский «поток», в нём угадывается мощная энергетика шествия «Легенды о любви». Экстатическая погоня приказчика Северьяна с подвыпившими дружками за волшебной Хозяйкой. Отвлечённая красота подземных драгоценностей, что обернётся мощными образными решениями кордебалетных композиций в позднем творчестве. Да и сами образы получат любопытнейшее развитие в «Спартаке», «Иване Грозном», «Ромео и Джульетте», «Золотом веке».

Экспозиционно представив зрителю камнереза Данилу и его возлюбленную Катерину, балетмейстер вводит смотрящего в атмосферу крестьянской избы, там празднуется их помолвка. Весёлые пляски удалых парней и их резвых подружек в характерной стилистике русского танца прерывает явление пьяного Северьяна и его отвратительных прихвостней. Пластические находки на каждом шагу, уже описанные многократно, но как ещё раз ими не восхититься! Сначала в дверном проёме возникает вызывающе хамски выставленная нога в сапоге и только потом вваливается гоп-компания. Праздник испорчен. Но ещё больше печалит Данилу недовольство своим творением – вырезанной из малахитового камня вазой в виде цветка. Данила гневно разбивает её и в творческом смятении, уже выходящем за пределы реальности, устремляется отсюда вон. Этот мотив сопровождает почти всех героев Григоровича – они должны переместиться в иное измерение (девочка Маша, принц Зигфрид, рыбак Борис, рабочий Сергей, царь Иван). Данила-мастер только в царстве Хозяйки Медной горы может до конца познать душу камня.

Самоцветы здесь действительно оживают и танцуют, сплавив классику с акробатикой (интересно найдены положения рук над головой артисток кордебалета, ассоциирующиеся с острыми углами кристаллов). Но Хозяйка сказочных чертогов – то девушка-ящерка, то каменная баба – начинает испытывать к Даниле смешанные чувства: восхищение его талантом, поэтической натурой и земную женскую привязанность, ранее незнакомую и внезапно открывшуюся в этом каменном существе. Отсюда первое, самовластное нежелание отпустить Данилу назад к людям вместе с пришедшей за ним Катериной, явная ревность к счастливой сопернице. И всё же после испытания его преданности – трагический и добровольный отказ её от прав на юношу, на своего горного мастера. Сослужила Хозяйка ещё одну добрую службу: наказала, утянув в землю, приказчика Северьяна, который терроризировал рабочий люд и грязно домогался Катерины.

Безусловным шедевром, как и десятилетия назад, воспринимается картина «Ярмарка» – эмоциональная, зрелищная атака, обрушиваемая на публику. Здесь и бурная фантазия Григоровича-режиссёра, и Григоровича-хореографа. И темпераментное живописание сцен народного быта автором, которому ни на миг не изменяет чувство вкуса и строгих рамок академической эстетики.

На фоне массовых сцен рельефно выделяются герои: Данила-мастер, Катерина, Хозяйка Медной горы и Северьян, причём все обладают собственной хореографической лексикой, а их взаимоотношения достигают и психологической глубины, и предельного накала. По-прежнему впечатляет сценография: придуманная Вирсаладзе малахитовая шкатулка, передняя стенка которой поднимается, открывая крестьянскую горницу, змеиную горку, вращающуюся ярмарочную карусель, лесную чащобу Уральских гор и сокровища подземной пещеры.

Все участники спектакля с честью справляются с весьма сложной постановкой. Подготовлено два равноправных состава исполнителей, обладающих каждый своими преимуществами: Георги Смилевски и Алексей Любимов (Данила), Наталья Крапивина и Оксана Кардаш (Катерина), Ольга Сизых и Мария Семеняченко (Хозяйка), Антон Домашов и Дмитрий Романенко (Северьян). Все они, сопровождаемые отточенным и филигранным, будто драгоценности кордебалетом, встретили восторженную зрительскую реакцию.

На бесконечно длящихся финальных поклонах стало ясно (впрочем, это было ясно всегда) – сочинения Мастера уж давно живут в своём собственном времени. Вернее, на какой-то вневременной волне. Всякий раз внутренне обновляясь, играя смыслами, сверкая фантазией.

Александр МАКСОВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Максов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS