На путях к дворцовому перевороту. Заговоры перед революцией 1917 года / С.П. Мельгунов; предисл. Ю.Н. Емельянова. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 272 с. – (Белая Россия)
«Я коснусь невыясненной ещё страницы нашей предреволюционной эпохи» – так пафосно и многообещающе начинает свою книгу Сергей Петрович Мельгунов, известный разоблачитель масонства и его роли в Русской революции. «Коснулся» и первым делом процитировал ещё более известного деятеля той эпохи Павла Николаевича Милюкова, растиражировав в своей книге пассаж последнего:
«Впечатление, что страна живёт на вулкане, было у всех. Но кто же возьмёт на себя почин, кто поднесёт фитиль и взорвёт опасную мину? В обществе широко распространилось убеждение, что следующим шагом после убийства Распутина, который предстоит в ближайшем будущем, будет дворцовый переворот при содействии офицеров и войска...»
Что же дальше в «показаниях» Мельгунова по делу российских масонов начала XX столетия? Ничего особо сенсационного. Рассказы о вовлечённости того же Милюкова, князя Львова, Гучкова и прочих членов Временного правительства в структуры «вольных каменщиков» сегодня просвещённую публику вряд ли удивят. Несколько впечатляет заведомое убеждение Милюкова в расправе над «старцем», но, пожалуй, не более того.
Да, многие члены Временного правительства и даже представители монаршего окружения в России были масонами, но что из этого следует? Как этот факт коррелирует со всем, что происходило с нашей страной в XX веке? Наверное, как-то коррелирует, но определять роль масонства в глобальной исторической драме, произошедшей у нас в 1917 году, как главную отваживались немногие наши соотечественники. Мельгунов как раз из их числа.
Свою конспирологическую версию он впервые начал печатать, что характерно, в Польше в варшавской газете «За свободу» в начале 30-х годов. Ещё в июне 1930 года Мельгунов жаловался в своём письме другому высланному из Советской России публицисту – В.А. Розенбергу: «Занимаюсь сейчас началом революции – в частности, дворцовыми переворотами. Нашёл много интересного. Пока, к сожалению, негде публиковать».
Мельгунов добросовестно знакомит нас со своим видением-пониманием действий главных заговорщиков – всё тех же членов Временного правительства, масонов, посягнувших на захват власти и устранение от трона последнего российского императора.
«Я не буду опровергать тех многочисленных басен о русском масонстве XX столетия, которые имеются в официальной и официозной литературе, им посвящённой... Здесь этому не место, – вновь решительно заявляет Мельгунов по ходу своего повествования. – Для ясности надо установить только одно – официально русское масонство возродилось в начале 1900-х гг. и связано было с французскими ложами.