Александр Пожарский. Вилли Брандт. Жизнь по совести, М.: ИД «Звонница-МГ», 2017, 295 с. ил.
Выходит немало интересных и объективных книг, посвящённых историческим личностям. Нередко у них есть общая слабость – авторы пишут о людях, с которыми никогда не общались, хотя и являлись современниками. Книгу о Брандте написал журналист-международник, который с немецким канцлером социал-демократом встречался лично и долгие годы работал в Германии корреспондентом Гостелерадио СССР, прекрасно изучив страну. И фигура Вилли Брандта сама по себе очень интересна, а судьба драматична. В своё время он дважды (в 1969 и 1972 годах) приводил СДПГ к победе на выборах в ФРГ, возглавлял правительство.
Ныне о Брандте вспоминают нечасто даже у него на родине. Между тем он не побоялся предложить своей стране курс на «новую восточную политику», направленную на смягчение напряжённости между соцстранами и Западом. При нём, в 1972 году, ГДР и ФРГ признали друг друга, после чего началось признание ГДР другими государствами, а год спустя она была принята в ООН. Многим не хотелось бы о таком вспоминать – не тот тренд главенствует ныне в политике.
Александр Пожарский делает и в этой своей книге главным анализ моральной составляющей политической деятельности, пытаясь убедить нас в том, что не всегда политики продажны, циничны и безгранично лицемерны. Показывает, что можно побеждать (или даже проигрывать), не теряя достоинства и порядочности. Он считает: совесть политика – категория конкретная, и когда власть имущие это осознают, их усилия приносят людям реальную пользу. Брандт как раз такая фигура, именно такой пример политика.
Книга серьёзна, это не лёгкое чтиво, но читатель, стремящийся познать суть вещей, многое для себя откроет, увидит, в каких условиях делается политика и какие мотивы движут подчас и политическими партиями, и конкретными персонами.
В апреле 1974 года в Бонне был арестован личный референт Брандта Гюнтер Гийом, разведчик ГДР. Это привело к внутриполитическому кризису в ФРГ, который окончился 7 мая 1974 года отставкой Брандта с поста федерального канцлера. За всё в политической жизни приходится платить, в том числе за излишнее доверие. Отставка не привела к концу его карьеры, спустя 5 лет он ещё стал членом Европейского парламента. Но уже никогда не мог быть первым.
Игорь Россохин