Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Капля, Капа, дорогая Клавдия Васильевна

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Читая эту книгу, не понимаешь, чему больше удивляться.
 
То ли радостному ощущению обретения ещё одного значительного и своеобразного мемуарного текста, в центре которого блистательно-драматическая жизнь советского искусства (отдельные главки этих охвативших собой практически всё столетие воспоминаний публиковались в разное время в периодике, в памятных сборниках, но большая часть материала печатается впервые по рукописи). 

То ли в очередной раз поражающему чувству, которое с неизбежностью дарит каждая новая «встреча» с когортой этих удивительных людей и художников. Богатыри – не мы! На обложку вынесены фамилии главных «действующих лиц»: Шварц, Хармс, Брянцев, Толстой, Михоэлс, Раневская, Ахматова, Тышлер, Ландау... Прервём великолепный список, где каждое имя – эпоха.
То ли, наконец, опять-таки не впервые прискорбно осознаваемому – сколь точно на все времена высказался некогда Александр Сергеевич относительно наших неизбывных лени и нелюбопытстве. Имя Клавдии Пугачёвой известно сегодня разве что небольшому кругу узких специалистов – театроведов, литературоведов, занимающихся 1920–1950 годами. Да, пожалуй, ещё более тонкому слою прежних театралов: тем, кто хранит благодарную память о замечательной актрисе за её роли, сыгранные в Театре им. Вл. Маяковского послевоенных лет, в московском Театре Сатиры – в предвоенную эпоху и раньше – в легендарном ленинградском «брянцевском» ТЮЗе в пору его расцвета (хотя этих зрителей сегодня остались единицы). 

А ведь она являла собой одну из самых ярких, поистине блистательных фигур на театрально-художественном небосклоне двух столиц. О том, что совершенно очарованный молодой, но – выражаясь сегодняшним языком – звёздной тюзовской артисткой Даниил Хармс написал ей после её переезда в Москву девять совершенно удивительных посланий (подлинных «стихотворений в прозе», настоящих вершин высокого эпистолярного жанра), стало известно двадцать лет назад, когда Владимир Глоцер опубликовал этот «роман в письмах» в «Новом мире». (И он вместе с предисловием публикатора, конечно же, занимает достойное место в рецензируемом издании). Но, как выясняется, Пугачёвой посвящали выразительнейшие строки и некоторые другие гениальные и выдающиеся современники.

Сижу,
как проклятый,
на подоконнике.
Дурак,
зачисленный
в твои поклонники.
О,
Капля дерзкая <...>
Зеленоглазая холера,
тебе назло,
себе назло
тебя люблю,
люблю без меры.


Это не кто иной, как Владимир Маяковский, познакомившийся с «холерой» в Мисхоре, где она жила в резиденции наркома Семашко, который был близок к семье Александры Бруштейн, матери первого мужа Пугачёвой. (Автограф этих стихов, кстати сказать, много позже порвала Лиля Брик.) 

Или вот ещё одно выразительное поэтическое обращение:

Мы любим нашу Капу
Как брата, маму, папу.
Протягиваем лапу,
Встречая здесь и там.
Артистка превосходна,
Мила и благородна.
Я Капе что угодно
За поцелуй отдам.

(Сергей Михалков)

Надо заметить, что сама Клавдия Васильевна эти выдающиеся свидетельства своей «победительности» в воспоминаниях опускает – они почерпнуты нами из корпуса приложений к книге, с воспоминаниями её родных и знакомых. Пугачёва, как и подобает настоящей петербургской интеллигентке, пишет не столько о себе, сколько о тех выдающихся современниках, общением с которыми была столь богата её судьба. О товарищах по сцене, о любимом театре, в первую очередь, разумеется, о «брянцевском» ТЮЗе, создавшем её не только как актрису, но и как человека. Она родилась в семье регента хора дворцовой церкви в Павловске, в семнадцатом, в одиннадцатилетнем возрасте осталась сиротой вследствие эпидемии тифа. Оказалась в детском доме, где маленькую Каплю заприметил и взял в свою детскую театральную студию «добрый волшебник» Александр Александрович Брянцев. 

Путь её отнюдь не был усыпан розами. Но вспоминает Пугачёва свою жизнь со спокойствием и достоинством. Можно сказать, в классическом стиле. И поэтому название выпустившего этот том издательства – Греко-латинский кабинет – отнюдь не выглядит странным. 

Александр А. ВИСЛОВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS