Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.
Василий Тредиаковский. Телемахида
Как и многие вменяемые россияне, я полагаю, что отечественное телевидение – это морально-этическая и культурно-эстетическая катастрофа, длящаяся почти два десятилетия. Такого деструктивного, хамского и развратного ТВ нет больше ни в одной цивилизованной стране мира. Почти все каналы, как вампиры, упиваются кровью, прославляют блуд, смакуют непотребства во всех их гнусных проявлениях и живописуют, захлёбываясь в экстазе, разнообразные катастрофы. За так называемое постперестроечное время телевидение нанесло нашему социуму урон, какого не случалось в России за всю её тысячелетнюю историю. Усугубляет ситуацию полная невозможность учёта этого урона, как невозможно установить постепенного отравления человеческого организма ядами.
Моя дочь работает в Генеральной прокуратуре РФ. Дежурит по управлению взаимодействия со средствами массовой информации. Звонок девицы из ТВ: «Ну чем вы нас можете порадовать?» – «Если вы имеете в виду информацию, то только вчера на нашем сайте выставлено свыше двух десятков сообщений на самую различную тематику». – «Я смотрела. Там одна скукотища. А что-нибудь вкусненькое есть?» – «Мне затруднительно понять, что вы имеете в виду». – «Ну, скажем, может быть, какая-нибудь мамаша выбросила свой плод на мусорку или в унитаз…»
«По ящику» идёт разговор со стриптизёром Т. Он обстоятельно рассуждает о том, почему ушёл капитаном со службы на космодроме в стриптиз. Говорит витиевато, местами даже складно с перерывом на песню Макаревича «Не стоит прогибаться под изменчивый мир…». А мне почему-то подумалось, что продолжай он службу по защите Отечества – никогда бы в жизни не удостоился чести на такое длинное интервью по ТВ. И вспомнился старый анекдот, когда секретарь парткома вызывает валяльщицу Дуню и назидательно ей пеняет: «Ну как же так получается, Дуняша, что мы тебя на Доску почёта повесили, дали тебе звание ударника коммунистического труда, почётными грамотами тебя ежеквартально награждаем, а ты взяла и подалась в проститутки?» – «Не знаю, – отвечает девица, – повезло, наверное».
Да, людям таких профессий несказанно повезло. Они теперь – герои нашего телевизионного времени. Однако лишь из-за одного человеколюбия я вынужден полагать таких диковинных личностей, как Зверев, Собчак и всё население «Дома-2», ханжами и развратными циниками. Иначе мне придётся думать, что они и не люди вовсе. Зато человека труда: хлебороба, рабочего – по тому же «ящику» вы днём с огнём не сыщите. Они, видите ли, не дают телевидению рейтинга.
Правы те, кто считает, что телевизор, ежедневно показывая жертв педофилии и самих педофилов, – плодит их, может быть, десятками тысяч. Иначе откуда такой рост сексуального насилия над детьми – в 30 раз за последние годы? Телепередачи вроде бы осуждают плохих людей, но ведь главное – это вам любой психолог скажет – не что говорят, а что показывают. По статистике, 126 тысяч избитых, 9 тысяч изнасилованных, 2 тысячи убитых детей… А 28 миллионов, ежедневно насилуемых и убиваемых специфическим нашим телевидением? Говорят, будто оно лучшее в мире. Наверное, для кого-то это так, но с точки зрения детских душ у нас, безусловно, самое худшее телевидение на планете.
В Америке, в Европе оружие сотни лет лежало в домах, но никто не брал его в школу, чтобы расстрелять одноклассников и учителей. А теперь это не удивляет (хоть и ужасает). Детей свели с ума телевизором и компьютерными стрелялками. Наши дети не расстреливают одноклассников и учителей просто потому, что оружия дома нет.
Я убеждён, что Владимир Путин буквально, а не фигурально предотвратил наше падение в пропасть в конце 90-х – начале 2000-х. Тем более мне непонятно: зачем же Первый канал так подставляет нашего экс-президента, теперь премьера, сделав лицом и чуть ли не брендом главного канала страны ведущую похабного «Дома-2» Ксению Собчак? А совсем недавно диковато смотрелись анонсы интервью, данного нынешним президентом Татьяне Митковой, обильно вставленные в пошлейшее криминально-мыльное варево НТВ. Это осознанная дискредитация руководителей страны?
Недавно на Первом канале до и после программы «Время» отмечалось 60-летие Юрия Николаева. Мне всё время хотелось крикнуть: кто это? Хотя лично я знаю Юру как облупленного. Но почему ему такие почести? Наше фарисейское ТВ ни в чём не знает меры. Мы единственные на планете смотрим собственно телевизионные передачи в кратких промежутках между рекламными блоками. Телевидение за деньги готово на любое преступление против нравственности. Запредельный цинизм руководителей электронных СМИ мистически проявился в связи с кончиной одного из них – Андрея Разбаша. Он долго рекламировал биодобавки «Капилар» с таким текстом: «Я принимаю «Капилар». Здоровые сосуды – здоровое сердце!» Эту самую рекламу ТВ крутило всё воскресенье, а сердце Разбаша остановилось в субботу…
В какой-то странной эйфории патологически энергичная Ирада Зейналова живописала суд над маньяком стариком-австрияком, годами насиловавшим собственную дочь. ТВ растянуло эту жуткую историю на недельную суперинформацию! О ней на канале «Россия» вещали первым номером и целых шесть минут! Лишь после по две минуты отвели встрече Медведева и Лукашенко и какому-то действию Думы. А затем косяком – пожары, забастовки, аварии. Последняя информация о динозаврах-роботах закончилась словами: «повеселили и немножко попугали лондонцев». Не знаю, как там насчёт жителей столицы туманного Альбиона, но нас отечественное телевидение изо дня в день заливает кровью, душит пожарами, убивает катастрофами и насилует сексом. А по выходным веселят «юмором». Если в советской поэзии, по выражению Николая Глазкова, была «долматусовская ошань», то на нынешнем телевидении хозяйничает «маслярегицкая мартиросянь». Куда мы с «гламурными подонками» придём? Думают ли о том государственные мужи?
…Зимой 2006 года на 34-м году жизни после тяжёлой болезни скончался замечательный учитель Александр Лебедев. Он был педагогом от Бога, основал художественную школу «Боттега» и учил там всех от четырёхлетних ребятишек до тех, кто разменял восьмой десяток. Его ученики выставляли свои работы в лучших залах страны и мира: Третьяковке, в Художественном музее Токио, в Пушкинском музее, в Арабских Эмиратах… Уже будучи тяжелобольным, Лебедев организовал выставку детского художественного творчества в Доме учёных РАН под девизом «Москва златоглавая, Санкт-Петербург блистательный». Хотелось поддержать ребятишек, которые подготовили выставку после смерти своего учителя, да не где-нибудь, а в доме Нащокина, и я обратился в шесть телеканалов. Отказались все. Примечателен разговор с одним из телередакторов: «Вам сколько лет?» – «Без малого шестьдесят». – «И вы в самом деле верите в то, что забесплатно на выставку приедет хоть одна телекамера? Тогда мне вас искренне жаль, извините…»
За что нас Бог наказует таким телевидением?