Долина кудесников: Роман-фантазия. – СПб.: Златоуст, 2010. – 252 с. – 1000 экз.
Человеку свойственно думать, что он сам определяет свой жизненный путь, хотя в этот маршрут частенько вносятся поправки. Что-то дарует Бог, иное дают нам родные, с детства закладывая в душу конкретные устремления, чувства, мысли. Хорошо, если наставления близких побуждают к познанию добра, к духовному поиску и самосовершенствованию. Но порой «благие намерения» ведут к погибели, когда их заветы разжигают в сердце жажду мести, как случилось с одним из главных героев нового романа известного азербайджанского писателя Камала Абдуллы «Долина кудесников».
Ведя читателя тропами сразу нескольких параллельно развивающихся сюжетных линий, автор раскрывает извечную загадочность человеческой судьбы, обнажает хрупкость и тщетность земных благ, но оставляет место для чуда, которое может прийти как в образе нежданной любви, так и в виде цветущего посреди зимы ущелья, приютившего волшебников из разных стран.
Будущее сокрыто от героев книги, но, как сказал «таинственный знаток душ» кудесник Сайях, «что-то является секретом, а что-то – нет, все так или иначе об этом осведомлены…» И если бы Караванбаша сумел избавиться от гнетущих его страстей и проанализировать события прошлого и настоящего, то ему открылись бы грядущие последствия и без помощи вызванного Духа. Это единство трёх элементов времени отражается в выбранной автором форме повествования, где разные временны´е отрезки, соединяясь воедино, образуют мозаику жизни даже не одного человека, а целого рода. Истории двух приближённых к шаху людей, относящихся к разным поколениям, сначала кажутся читателю самостоятельными сюжетными линиями. Но постепенно, по замыслу автора, они тесным образом соотносятся, начинают влиять друг на друга, сливаясь с историями других персонажей, оставивших след в судьбе главных героев.
Новый роман Камала Абдуллы настолько многозначен и глубок, что текст обретает множество интерпретаций и может быть адресован как массовому, так и элитарному читателю. Автор создаёт сразу несколько реальностей, давая тем самым читателю возможность расширить свой взгляд на мир, раскрепостить мышление. Действительность алогична, и освоение её многогранности требует новых форм выражения, раскрывающих этимологию каждого слова.
«Долина кудесников» – это постмодернистская притча, завораживающая суфийской символикой и ажурной вязью повествования, язык которого сравним с изящно-витиеватыми линиями исламского орнамента. Яркие образы героев, их характеры, показывающие многоплановость каждой личности, её внутреннюю эволюцию, а также красочные пейзажные зарисовки добавляют роману одновременно колорита восточной волшебной сказки и мудрости философской притчи. От этого трагический финал книги не кажется безысходным, в нём теплится вера в то, что новое поколение избежит ошибок своих отцов, пойдёт по пути сердца, ищущего Бога, а не жаждущего мести. Оставленная читателю кудесником слова Камалом Абдуллой надежда – «слабый свет свечи, которая, словно последний самоотверженный воин разбитой армии», стоит на страже мироздания.