Почему Зеленский не так страшен, как его малюют
Уже привычно наши продюсеры искали в Киеве дешёвую рабочую силу, экономили на аренде и, конечно, рассчитывали на украинскую аудиторию. Прокат в двух странах, параллельная демонстрация по ТВ – выгодная бизнес-стратегия. Побочный продукт такой коммерческой модели – идеологическая унификация, обязательность антисоветского пафоса. Распространение антисоветчины было обусловлено в том числе и взглядами украинской творческой элиты, которая за четверть века окончательно превратилась в «коллективного Сахарова», ещё более карикатурного, чем диссидентский прототип эпохи застоя.
В какой-то мере мировоззрение российской аудитории формировалось из Киева силами украинских сценаристов и продюсеров. А Майдан (опосредованно, через кино и ТВ) готовился и российской творческой интеллигенцией. Дежурные антисоветские гиперболы, укоренение европоцентричности – во многом результат совместной российско-украинской политики, пример, так сказать, синергетического эффекта.
Ещё нужно понимать, что со времён СССР с Украины в Россию мигрировала творческая интеллигенция – режиссёры, сценаристы, актёры. ВГИК, московские театральные вузы считались престижными, попутно Москва наполнялась публикой, поражённой украинством. В этой среде даже после одесского Дома профсоюзов и войны в Донбассе многие воспринимают происходящее на Украине чем-то «неоднозначным».
Так что кроме Владимира Зеленского (политического русофоба, демонстративно поддерживающего так называемая АТО) в России и своих «неоднозначников» хватает. У них собственные театры, репутация великих продюсеров, капиталы, связи, звания, ордена, площадка для высказываний на ТВ. Комик Зеленский на фоне этих великанов общественного мнения – карлик, пусть и небезобидный.
Испуганная и суетливая реакция создателей фильма «Восемь лучших свиданий» говорит о том, что больше в совместных проектах с Зеленским они участвовать не будут. Главный призыв оправдывающихся – «не политизировать». Режиссёр «Свиданий», объясняясь с журналистами, даже апеллировал к понятию «искусство», что применительно к его фильму прозвучало несколько самонадеянно. Заглянули на премьеру в кинотеатр «Октябрь» и медийные личности, но избегали камер. Например, стремглав пронёсся мимо телеоператора бывший киевлянин А. Цекало. Однако не прийти не мог – в главной роли его свояченица Брежнева (Галушко).
Патриотическая общественность ожидала, что Минкульт запретит прокат «Восьми лучших свиданий». Этого не последовало по объяснимым причинам. Министерство может действовать только в рамках закона. Противодействовать фильму с Зеленским – задача так называемого гражданского общества. Масштаб протестов, резонанс в соцсетях и СМИ, пикеты у кинотеатра «Октябрь – всё это позволяет надеяться: продюсеры потеряют деньги, что будет для них лучшим уроком. В качестве назидания важна и дипломатичная реакция госструктур. Соревноваться в оголтелости с украинскими чиновниками и «активистами» – глупо и недальновидно. Россия находится в положении, когда её главная ставка, важнейший пиар-ресурс – самообладание.
У Министерства культуры кроме маргинального комика Зеленского, есть проблема поважнее – глобальный кризис отечественного кино. В кинотеатрах торжествует Голливуд, телеэкраны заполнены антисоветской, русофобской продукцией. Каждую неделю новый перл. К 23 Февраля, например, на Первом канале повторили российско-украинскую «Битву за Севастополь» – фильм с проукраинской ужимкой и проамериканским пафосом. НТВ показал опус Пивоварова «Брестская крепость. Преданные герои», который иначе чем власовской пропагандой не назовёшь. Эти фильмы повторяют в очередной раз не только потому, что на телеканалах работают латентные белоленточники и тайные сторонники Майдана. Дело в том, что показывать нечего – российский кинематограф по объективным и субъективным причинам пребывает в ауте.
А ведь украинский кризис требует системных, последовательных действий. Может быть, стоит разработать программу, сделать госзаказ, дать возможность больше высказываться «другим украинцам»? Например, Николаю Губенко, Владимиру Хотиненко, Юрию Каре, Владимиру Бортко... А то ведь мы скоро совсем забудем, что УССР подарила искусству режиссуры не только Иосифа Райхельгауза, Романа Виктюка и Матвея Ганапольского.