Фестиваль РНО раскинул социальную сеть
В Москве завершился Второй Большой фестиваль Российского национального оркестра. Актуальные, реабилитационные и раритетные программы с участием привозных и местных участников сплотили вокруг РНО разные категории слушателей: от постоянных гостей «Декабрьских вечеров» до пользователей Youtube.
Привычный нам тонус общения с академической музыкой РНО как будто опростил, пригласив на один из концертов венгерских цыганских джазменов, а другой отдав – о, ужас! – композиторскому конкурсу Youtube. Однако шока не испытали ни публика, ни сами плетнёвцы. И даже то, что в завершение фестиваля звучала Девятая симфония Бетховена, а на открытии шла балетная фантазия социального британского хореографа Малдума Ройстона (под музыку «Жар-птицы» Стравинского), отторжения не вызывало. Современному коллективу, каким является РНО, карты в руки. Ведь выучка выучкой, но в поиске форм привлечения к музыке сейчас находится вся Европа. РНО только подтвердил неханжеский взгляд на положение вещей.
В постановке «Жар-птицы» РНО и Плетнёв скромно отошли на второй план: их расположили внизу, на месте партера. А огороженную чёрными портьерами сцену Зала Чайковского целиком отдали детско-подростковой массе, набранной, если верить организаторам, прямо на улице. Собственно, именно таким образом британский хореограф давно и успешно вовлекает в искусство самый безыскусный электорат – детей. Причём детей с ограниченными способностями. Политкорректный смысл дела заведомо ограждает Ройстона от нападок балетных профессионалов. В конце концов дело тут не в «жете» и «фраппе», а в серьёзном отношении к тому, что доброта спасёт мир.
Конечно, в наших широтах такой взгляд на вещи ещё не распространён (Ройстон Малдум работает в Англии, Франции, Германии, Финляндии). И, руку на сердце положа, оценочный критерий первого представления наши критики формировали в борьбе с самими собой. Поначалу смущали гимнастика и аэробика под акварельно отделанный аккомпанемент не столько в духе модерна Стравинского, сколько в духе Римского-Корсакова и Лядова. Однако уже после концерта высветилась любопытная подробность: изначально планировавшихся детей с ограниченными возможностями в Москве не нашлось. Все они к приезду хореографа оказались под опекой соответствующих социально-оздоровительных структур. Поэтому были набраны самые обычные девочки с мальчиками. И то, как они старательно сплетались змейками, кружились хороводами и вздымали на руках Царевну с Царевичем, остаётся принять за социальную норму в деле приобщения детей к сказке искусства.
Ещё один сказочный сюжет фестиваля – концертное исполнение россиниевской «Золушки» – обернулся абсолютным триумфом итальянцев: меццо Серены Мальфи (Золушка), коллекционного комика Бруно Пратико (Маньифико) и мнимо простоватого тенора Антонио Сирагусы (Принц). Однако главной неожиданностью импровизированного представления стал сам Михаил Плетнёв. Глядя на его задорную жестикуляцию, хотелось протереть очки – тот ли это Плетнёв, который обычно как из-под палки идёт на сцену, где скуп на движения невероятно. Партитура с купированными речитативами шла в заоблачных темпах. Блёстки россиниевского юмора сыпались тут и там, вызывая восторженные аплодисменты. Пожалуй, это второй случай после прошлогоднего исполнения РНО другой россиниевской оперы – «Итальянка в Алжире» (дирижировал Альберто Дзедда), когда дух баловства, буффонады и виртуозности возобладал над глянцем лучших записей Россини. Всё-таки CD-запись – одно, а непосредственное ощущение лёгкого россиниевского дыхания – совсем другое. И если в течение трёх с половиной часов это ощущение только усиливается, значит, вложено не только мастерство (Плетнёв дирижировал наизусть), но и что-то ещё. Назовём это талантом впадать в детство – талантом, которым наделены почти все великие люди.
Кстати, на последнем концерте в финале бетховенской Девятой симфонии Плетнёв вытворил нечто подобное. Дирижируя хором в «500 голосов», половина которого заняла верхние балконы, маэстро увлечённо пел «Оду к радости». По совместительству с сугубо дирижёрской функцией взял на себя и функцию, так сказать, пятьсот первого голоса в общем хоре. Это было демократично и по-человечески симпатично. Ну а гигантский количественный показатель всей акции опять же настаивал на непривычном нам типе коммуницирования профессионалов с любителями. Ведь «Обнимитесь, миллионы» пели и юрловцы, и мининцы, и Академия Шнитке, и инженерно-физический институт, и МГУ, и даже Омский университет. И как пели! Не испытать подъём в таких случаях невозможно. Публика устроила стоячую овацию исполнителям и маэстро, который тем временем уже уговаривал «лучшую половину» солистов принять благодарность на свой счёт. Динара Алиева (сопрано) и Лариса Костюк (меццо) и впрямь блеснули, ни разу не спасовав перед испытанием сумасшедшими плетнёвскими темпами.
Другие фестивальные концерты представили РНО в нетрадиционном спектре – от камерного формата до конкурсного. Камерный состав, ведомый трубачом Владиславом Лавриком, мастерски проаккомпанировал баховско-генделевским колоратурам Лоры Клейкомб (сопрано, США); явил виртуозность новейшего типа в сочинении собственного кларнетиста Андрея Рубцова; отчитался в квартетном и камерно-концертном жанрах; наконец, рекомендовался знакомством с незаигранными авторами ХХ века (Чарльз Айвз, Эрнст Кшенек). Публики собралось немного, но информацию об увлечениях музыкантов РНО она получила сполна.
Совсем другим был вечер, связанный с итогами композиторского конкурса Youtube. Летний поиск лучшего современного автора устроители конкурса увенчали эффектным вечером, на который созвали всю московскую художественную элиту. Трудно припомнить случай, когда бы за новейшую музыку болели маститый режиссёр Андрей Хржановский, кинорежиссёр Александр Зельдович, композитор-невидимка Антон Батагов, писатель Владимир Сорокин, театральный критик Роман Должанский, менеджер Ансамбля современной музыки Виктория Коршунова, театральный режиссёр Борис Юхананов. Не говоря уж о студентах и недавних выпускниках Московской консерватории, композиторах Москвы и Петербурга, музыкальных критиках всех мастей и невероятном множестве молодых людей, узнавших о конкурсе из Интернета.
Формат гала-победителей был соблюдён безукоризненно. Финалистов Youtube Наталью Прокопенко, Владимира Горлинского. Кирилла Уманского и Полину Назайкинскую показывали на огромных боковых видеоэкранах. А прямо над сценой висела поисковая строчка Youtube, куда впечатывались имена победителей и названия их произведений. Все опусы-победители РНО под управлением Теодора Курентзиса (он был президентом конкурса) звучали безусловными шедеврами. Хоть сейчас в музей Гуггенхайма. Таков уж подход к делу у греко-российского дирижёра, чьё миссионерство в поисках моцартов нашего времени не имеет себе равных. Дело даже не в том, насколько правилен выбор жюри, а в том, что тема «современный композитор» наконец оказалась на повестке дня. Пусть и с непростительным опозданием по отношению к параллельным темам «современный художник», «современный режиссёр» и т.п. Так что заговор молчания вокруг музыки нашего времени оказался нарушен. А это дорогого стоит.
В чём ещё РНО опережает ситуацию нашего времени, – это в работе с приглашёнными дирижёрами. Прошедший сезон в оркестре был особенно богатым на «улов». С ним играли Инго Метцмахер из Берлина, Василий Петренко из Ливерпуля, уже упоминавшийся итальянец Альберто Дзедда. Приглашать мастеров уникальных статей не боятся ни администрация РНО, ни сам Михаил Плетнёв. В этом сказывается самодостаточность коллектива и его руководителя, понимающих, что количество потребляемой информации переходит в музыкантское качество только в ситуации актуального общения. Свойственные другим дирижёрам «конкурентные» опасения Плетнёву, к счастью, не знакомы.
По этой линии на фестивале должен был выступить скрипач и дирижёр Николай Цнайдер – личность столь же талантливая, сколь и радикальная. Однако из-за болезни Цнайдера сделали равновеликую замену: приехал скрипач Максим Венгеров, из-за проблем с рукой с недавних пор практикующий на дирижёрской ниве. Его выступление оказалось самым спорным. Бетховенский «Романс» Венгеров одарил роскошным звучанием своей скрипки и, увы, недостаточно умелой маэстрией. Куда более внятной была его интерпретация «Картинок с выставки» Мусоргского (в инструментовке Равеля), чей оммаж акварелисту Гартману дирижёр сбил в тугое оркестровое «масло». Смелость звука и гергиевские фортиссимо, наверное, впечатлили публику. Но что-то надсадное мешало бесспорности этого в общем-то неплохого исполнения. Самая же трепетная часть слушателей вышла с венгеровского вечера, оплакивая огрехи, допущенные дирижёром в самом дивном номере программы – Концерте для голоса с оркестром Глиэра. Однако забытое сочинение незаслуженно забытого троекратного лауреата главной музыкальной премии дореволюционной России (премии им. М.И. Глинки) отстояла своим героическим исполнением несравненная Лора Клейкомб.